s-info

Яблоко раздора

Самый первый конкурс красоты закончился войной. И ничего удивительного, ибо изобретательницей этого шоу была богиня раздора Ирида. Однажды бессмертные олимпийские боги праздновали свадьбу. И чтобы ничто не омрачало этого радостного события, большинством голосов решили не приглашать на торжество Ириду, чья любовь к склокам всем уже изрядно надоела. Другая бы поплакала и сделала выводы на будущее. Но уж не Ирида. Она решила жестоко отомстить. На стол пирующим подбросила золотое яблоко, на котором было написано: “Прекраснейшей”.

Раньше на Олимпе с красотой была полная ясность: раз богиня, значит, красавица. Как-то даже и сам вопрос не возникал. А из-за этого яблока началась разборка, да прямо за праздничным столом.

Яблоко раздора

В финал вышли три претендентки, но какие! Жена всемогущего Зевса - Гера, воинственная Афина и, конечно, богиня красоты Афродита. Потребовали они, чтобы сам Зевс вынес решение. Задумался громовержец: представил, какой скандал закатит ему дома Гера; увидел, как грозно насупила брови Афина, небрежно поигрывая своим копьем; прикинул, как неразумно было бы лишиться помощи Афродиты в его маленьких, но частых интрижках... и уклонился от роли председателя первого жюри. Отправил он их к сыну царя Трои Парису, который как раз пас коров на горе Иде. Здесь и предстали перед ним три богини в сопровождении Гермеса. Заинтригованный Парис первым делом предложил богиням снять одежды. Конкурс так конкурс!

Дамы послушно обнажились. Правда, и здесь без милых женских шпилек не обошлось. Афина настояла на том, чтобы Афродита сняла свой знаменитый волшебный пояс, благодаря которому каждый влюблялся в его обладательницу. “Хорошо, - не без злорадства согласилась Афродита, - но только после того, как ты снимешь свой шлем, без которого на тебя просто страшно смотреть!”

По очереди демонстрировали они свою красоту Парису, но при этом каждая тихонько обещала ему за вожделенный приз свою награду, одна - власть, другая - воинскую славу, третья - самую красивую жену... Последнее обещание больше всего понравилось Парису. Афродита получила яблоко, Парис - прекрасную Елену, а на земле по причине такого решения началась великая троянская война.

...Второй конкурс красоты произошел в Сиракузах в III веке до нашей эры и привел к созданию одной из самых чувственных и эротичных статуй античности - Афродиты Каллипиги. Как рассказывают античные авторы, однажды в окрестностях Сиракуз купались две сестры. Место было тихое, уединенное.

Яблоко раздора

Обнаженные девушки заспорили и, видимо, не в первый раз в традиционном духе: “Кто на свете всех...” Юноша-сиракузянин, проходивший мимо, невольно оказался свидетелем этого спора. Не замеченный девушками, под прикрытием густого кустарника он с удовольствием рассматривал прелестных спорщиц. А затем, составив свое мнение, выбежал из-за прикрытия, преклонил колено перед старшей сестрой и заявил, что именно она одержала в этом конкурсе победу. Схватив одежды, перепуганные девушки убежали.

Молодой человек вернулся в Сиракузы и, еще взволнованный пережитым приключением, рассказал всю историю брату. Брат предложил ему посвататься к девушкам, соглашаясь жениться на младшей. Собрав все свои ценности, они отправились к отцу двух сестер. Оказалось, что младшая заболела от огорчения и обиды; она уверяла, что юноша был невнимателен, что кусты помешали ему рассмотреть все как следует. И настоятельно просила его произвести повторный осмотр.

Юноша не только не стал отказываться, но и, для большей объективности, попросил включить в жюри своего брата. Конкурс состоялся вновь, теперь уже при участии всех заинтересованных лиц. По окончании шоу оба брата, посовещавшись, признали победительницей младшую, так как судья в первый раз видел ее только спереди и не мог оценить ту ее прелесть, которая открывалась с другой стороны. А между тем именно вид девушки со спины оба брата признали восхитительным.

Конкурс закончился вполне счастливо: обе сестры вышли замуж за этих братьев и прославились в Сиракузах своей красотой, которая с течением времени все расцветала. Их осыпали дарами, и вскоре они собрали такое большое состояние, что построили храм в честь богини Афродиты. Статуя Афродиты, стоявшая в этом храме, получила название Каллипиги - “Прекраснопопой” - в память о той части тела, которая наиболее пленила судей на конкурсе красоты.

Хотя сестры и не были богинями, эта история, тем не менее, получила большую известность. А статуя Афродиты Каллипиги пользовалась во всем античном мире заслуженной славой. Богиня, юная и прекрасная, была изображена скульптором в момент раздевания: правой рукой она приподнимает часть хитона, приоткрывая живот и правую ногу. Как бы нечаянно спадающая с плеча бретелька обнажает грудь. Левой рукой она подхватывает вторую часть хитона, полностью открывая ягодицы. Если обойти статую вокруг, то каждый новый ракурс открывает все новые и неожиданные прелести женской фигуры. Эта довольно изощренная комбинация обнаженного и прикрытого тела - свидетельство глубокого постижения эллинами языка эротики. Действительно, беспорядок в одежде, как бы случайно приоткрывающий постороннему взгляду части тела, традиционно скрываемые покровами, порой действует на зрителя сильнее, чем откровенная нагота. А сам процесс столь искусного и эротического обнажения можно было бы назвать первым воплощением в изобразительном искусстве стриптиза.

Эротическое искусство в античном мире ценилось высоко: статуи украшали дворцы и парки, картины и предметы прикладного искусства помещали в спальни. Сложился даже особый язык эротики, хорошо понятный современникам: например, жест - рука, прикрывающая лобок, означал застенчивость; наклон или поворот головы символизировал смущение или испуг... Но если Древняя Греция была богата многочисленными общественными собраниями произведений искусства, то в Риме было больше частных коллекций. Римские императоры со времен Августа вывозили из завоеванной Греции захваченные произведения искусства. Обращенные в рабство греческие ваятели создавали для дворцов римской знати множество копий с них. Поэтому основную часть имеющихся в Риме произведений искусства составляли копии с греческих оригиналов.Украшали они и Золотой дворец императора Нерона, поразивший Рим своими гигантскими размерами.

“Наконец-то я буду жить по-человечески!” - бурчал Нерон, осматривая свой дворец после завершения. Прихожая дворца была такой высоты, что в ней свободно помещалась колоссальная статуя Нерона, созданная скульптором Зенодором. Ее высота была более 36 метров, что на 6 метров превосходило знаменитое “чудо света” - колосс Родосский. Внутри дворца был огромный пруд, окруженный постройками, имитирующими небольшие городки, а затем шли поля, пестреющие пашнями, пастбищами, лесами и виноградниками, и на них - множество домашней скотины и диких зверей. В банях текли минеральные и серные воды. Целый мир в миниатюре был воссоздан в пределах Неронова дворца. В жилых покоях все было покрыто золотом, украшено драгоценными камнями и жемчужными раковинами; в обеденных палатах потолки были сделаны из поворачивающихся плит, чтобы рассыпать цветы, и с отверстиями, чтобы рассеивать ароматы; вращающийся потолок был сделан в виде звездного купола.

Среди многочисленных статуй, украшавших дворец Нерона, была и римская копия знаменитой Афродиты Каллипиги. Именно там, в руинах, она и была найдена во время раскопок. Статуя была отправлена в частное собрание герцогов Фарнезе. А когда прошла земная слава и этого знаменитого итальянского рода, статуя оказалась в Национальном музее Неаполя. В наши дни ее название переводят по-разному, чаще всего - “Афродита с прекрасными ягодицами”. Но любящие шутку и меткое словцо греки называли эту статую проще - “Прекраснопопая”. Именно так и переводится с греческого красивое слово “каллипига”.

Искусствовед Наталья Синельникова




НТВ о нас
НТВ о нас
Новый номер
Новый номер
Сплошные приколы

Вернисаж

С-И
s-info