s-info

Хосе Рибера: Принц и роза

Хосе Рибера: Мученичество апостола Варфоломея

Хосе Рибера родился в маленьком испанском городке Хатива. В молодости он увлекся живописью и в возрасте 21 года уехал в Италию. Сначала появился в Риме, но потом переехал в Неаполь - город, входивший во владения испанской короны и управлявшийся вице-королем, присылаемым из метрополии. Рибера снял маленькую комнатку и на балконе выставил свою картину “Мученичество апостола Варфоломея”. Около дома начали толпиться зрители, что вызвало любопытство герцога Педро Хирона де Осуна. Художник оказался не только талантливым мастером, но еще и испанцем! Этот факт стал решающим: герцог сделал его своим придворным художником.

Со временем Рибера разбогател, слава о нем достигла родной Испании. Он начинает получать заказы от испанского короля Филиппа IV.

Здесь, в Неаполе, в 1626 году Рибера женился на Катарине Аццолино, дочери местного художника. Она стала ему верной женой и преданной помощницей, родила пятерых здоровых и красивых детей.

Хоть Рибера стал богат и знаменит, но конкурентов не слишком жаловал. Поговаривали, будто он, являясь главой местных живописцев и пользуясь покровительством вице-королевского двора, сколотил из неаполитанских художников настоящую банду для борьбы с приезжими североитальянскими мастерами, которые могли бы перехватывать заказы. Досужие языки обвиняли Риберу в отравлении Доменикино и в преследованиях Гвидо Рени, из-за чего тот был вынужден бежать из Неаполя, бросив начатые работы. Впрочем, никого это особенно не удивляло - борьба с конкурентами в те времена шла любыми средствами, вплоть до яда и кинжала.

Дети подрастали. Особенно хороша была Мария-Роза. В семьях художников и жена, и дети обычно позируют главе семьи для его картин. Семья Риберы - не исключение. Рибера, гордившийся тонкой, одухотворенной красотой Марии-Розы, постепенно начинал использовать ее в качестве модели. В 1641 году он решил написать с нее святую Инесу.

Хосе Рибера: Принц и роза

...Как рассказывает легенда, в III веке нашей эры в Риме жила красивая девушка по имени Инеса. Она происходила из хорошей семьи и была обручена со знатным римским юношей. Казалось, что впереди - счастливая и благополучная жизнь. Однако судьба Инесы сложилась иначе. Она приняла христианство и отказалась выйти замуж за язычника. Христиане в то время ожесточенно преследовались, Инеса была брошена обнаженной в тюрьму и приговорена к поруганию и смерти. Но когда она молилась в темнице, произошло чудо - ангел принес ей покрывало, скрывшее ее наготу.

Инесу художники изображали часто, обычно - в дорогом одеянии и с агнцем в руках: такой она якобы предстала перед людьми через восемь дней после казни. Риберу привлек другой момент. Он изобразил Инесу в темнице. Ее руки молитвенно сложены, лучистые глаза устремлены к небу. Пушистые волосы каскадом струятся по спине и плечам. Соединение беззащитности и мужества, нежной прелести и душевной стойкости делают образ, созданный Риберой, одним из самых пленительных в мировом искусстве. Фигура Инесы, залитая потоком золотистого света, словно растворяется в переливах тончайших оттенков жемчужно-серого, розового, палевого цветов.

Рибера остается в этой картине настоящим испанцем, ценившим грацию, легкость, целомудренную хрупкость больше, чем пышные, чувственные формы, которые предпочитали итальянцы.

Картина вызвала в Неаполе общий восторг и была приобретена вице-королем.

В 1647 году в Неаполе произошло восстание Мазаньелло. В город для борьбы против восставших прибыл с испанским флотом принц Хуан Австрийский II, незаконнорожденный сын Филиппа IV и комедиантки Марии Кальдерона. Ему было тогда 19 лет. Вскоре он нанес визит в мастерскую Риберы. Принц попросил Риберу написать его портрет. Художник охотно согласился. Эту просьбу Хуан Австрийский сопроводил еще одной - переселиться на время со всей семьей во дворец в связи с тем, что в городе оставаться для испанца небезопасно.

Такая забота о его семье тронула Риберу. Он выполнил свое обещание и перевез семью. В свободные для принца часы начал писать его портрет. В это время и состоялось знакомство Хуана Австрийского с красавицами-дочерьми художника.

Рибера не знал, что принц мечтал об этом с той минуты, как увидел во дворце вице-короля знаменитую картину “Святая Инеса”, о которой был много наслышан еще в Испании. Одухотворенная красота Инесы пленила его, и он с нетерпением ожидал знакомства с девушкой, послужившей моделью для этой картины. С момента ее написания прошло несколько лет, и Мария-Роза повзрослела, превратившись из очаровательного подростка во взрослую девушку.

Жизнь Марии-Розы в доме отца была достаточно замкнутой. Попав во дворец вице-короля, она с удовольствием начала принимать участие во всех его забавах и увеселениях. Подчеркнутое внимание франтоватого и кокетливого принца вскружило Марии-Розе голову, а отсутствие опыта в дворцовых флиртах и интригах привело к тому, что она всерьез восприняла любовные притязания девятнадцатилетнего хлыща...

Рибера не замечал, что происходит за порогом мастерской. Написанный им конный портрет Хуана Австрийского принцу понравился: покидая Неаполь, он увез его с собой. Но не ограничился портретом. Он похитил Марию-Розу и увез ее в Палермо.

Рибера тяжело пережил бесчестье, постигшее его семью: бросил мастерскую, оставив должность придворного живописца, переселился в предместье города. Он полностью ушел от прежней жизни, почти перестал писать картины и вскоре, больной и нуждающийся, был всеми забыт. Это, вероятно, и породило легенду о том, что после несчастья с дочерью Рибера ночью скрылся из дома и пропал без вести...

Хосе Рибера: Принц и роза

Через некоторое время обесчещенная и брошенная принцем Мария-Роза вернулась к родителям. В родном доме она родила дочь, отцом которой был Хуан Австрийский. 17 декабря 1651 года в доме Риберы в Позилиппо состоялся акт крещения девочки, которую назвали Маргаритой. В возрасте 6 лет она была отдана в монастырь Лас-Дескальсас, пострижена в монахини в 1666 году, умерла в 1686 году 36 лет от роду.

В последние годы жизни Рибера почти не пишет картин. Разве что “Кающуюся Марию Магдалину”... Изображенная на ней девушка с заплаканными глазами, с лицом, полным застывшего отчаяния, положила голову на руки, которыми обняла череп. Скорбь в доме, скорбь в сердце...

Веласкес знал Риберу и, конечно, слышал о его несчастье. Во время второй поездки в Италию в 1649 году великий художник встретился с Риберой в Неаполе. Вид несчастного отца, подавленного горем, потряс его. Вернувшись в Испанию, он по-своему отомстил за Риберу, написав портрет шута по имени Дон Хуан Австрийский. Этот шут, кривляющийся и убогий, изображен в комнате, где на заднем плане, сквозь дверной проем, виден залив, в котором происходит ожесточенный морской бой: вдали - корабли, охваченные дымом и пламенем. Шут стоит в окружении снятых и разбросанных доспехов, на нем бархатный камзол, прогулочная трость и шляпа с перьями. Сражение еще продолжается, гибнут люди, решается судьба родины, но для этого “героя” развлечения дороже чести и достоинства... Современники, знавшие о похождениях принца, прекрасно понимали скрытый смысл этого портрета.

А что “Святая Инеса”? В 1745 году картина была куплена для Дрезденской галереи. И с этого момента судьба картины неотделима от судьбы прославленного дрезденского собрания со всеми его горестями и радостями.

Искусствовед Наталья Синельникова




НТВ о нас
НТВ о нас
Новый номер
Новый номер
Сплошные приколы

Вернисаж

С-И
s-info