s-info

Икона безбожного времени

"Черный квадрат" Малевича - одна из самых скандальных картин в мире. Сто лет любители живописи, искусствоведы и даже психиатры не могут решить - это великое произведение или мистификация?

Черный квадрат Малевича

Справка "С.-И."

Казимир Северинович Малевич родился 23 февраля 1879 года в Киеве в польской семье. С 18 лет жил в Курске, где окончил пятилетнее аграрное училище. После революции занимал высокие должности в государственных и художественных учреждениях Москвы, Ленинграда и Киева, писал научные труды, выступал с лекциями, выставлялся в СССР и за рубежом. В 1930-м был арестован по политическому обвинению (через четыре месяца освобожден). Умер 15 мая 1935 года в Ленинграде от рака простаты. Завещал похоронить себя в одежде супрематических цветов в гробу в виде католического креста (вдова и близкие выполнили его волю). После прощания гроб с его телом перевезли в Москву, кремировали и захоронили прах под дубом возле села Немчиновка. На могиле поставили куб из дерева с изображением черного квадрата работы Николая Суетина, на дубе прибили табличку "Здесь погребен прах великого художника К.С. Малевича (1879-1935)". После войны могила была потеряна.

Так было с того самого дня, 19 декабря 1915 года, когда "Черный квадрат" увидели посетители последней футуристической выставки в Петрограде "0, 10". Картина висела на самом почетном месте, в так называемом красном углу, где православные испокон века вешали иконы. Квадрат практически черного цвета на белом фоне формата 79,5х79,5 притягивал взгляд любого, кто входил в зал, и не отпускал до тех пор, пока зритель не покрывался испариной, не начинал нервно почесывать затылок. Впечатлительные барышни падали в обморок, восторженные юноши кричали "Виват!". Кто-то плевался и выходил, осыпая автора бранью. Фурор был необычайный.

Рассчитывал ли сам Малевич на такой успех, сказать трудно. Скорее, не рассчитывал, поскольку создал шедевр практически случайно. Искусствоведы Третьяковской галереи, изучавшие хранящееся у них сокровище буквально по миллиметру, пришли к выводу: под слоями черной и белой краски автор "спрятал" другое изображение, которое ему не понравилось. Тогда, судя по всему, Малевич и решил неудавшееся творение превратить в черный квадрат на белом фоне.

Пророчество Бенуа

Потом эта версия найдет подтверждение очевидцев: выставка должна была открыться, а Малевич не успевал закончить обещанную работу. "Квадрат" стал сенсацией. Одни им восхищались, о нем писали, его признавали новым словом в искусстве. Другие считали иначе - как, например, уже знаменитый тогда художник Александр Бенуа: "Черный квадрат в белом окладе - это не простая шутка, не простой вызов, а один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного приведет всех к гибели". Казимир Северинович не любил вспоминать ту историю с выставкой, но ее итогами не преминул воспользоваться. Оставалось найти подходящее название новому слову в изобразительном искусстве, и он его нашел. Супрематизм - от латинского supremus, что значит "наивысший, превосходный". Вот так, без ложной скромности - сразу наивысшая оценка того, чего, по сути, и нет. Нет потому, что супрематизм отвергал предметность в искусстве, оставляя в качестве объекта художественного воплощения только форму и цвет. Свой "Квадрат" автор оценил тоже высоко, назвав "иконой нового безбожного времени".

Жертва черного

Малевич добился цели: его признали выдающимся художником. Он шел к этому долго и упорно, терпя неудачи и унижения. Через нищету и разочарования в своих силах (он не смог утвердиться как реалист, импрессионист, футурист и кубофутурист; он сам видел вторичность своих работ). Самолюбия же и амбиций природа отмерила ему щедро, и вот пришло его время. Но расплата была под стать успеху: молодой и здоровый, он свалился с сильнейшим нервным истощением. Бенуа знал, о чем говорил: черный в западной культуре символизирует не только власть (цвет одежды судей, священников, рефери и пр.), но и небытие, предел жизни, по сути, отрицание цвета вообще. А по цветовому тесту швейцарского психолога Люшера, который и сейчас используют в психиатрии, первенство черного (у Малевича еще будут красные и белые квадраты) - свидетельство протеста, нигилизма, греховности, желания изменить положение вещей на свой лад и необыкновенного упрямства. И это все о Малевиче.

Три попытки счастья

Малевич родился в лучшее для себя время, и "Черный квадрат" стал его манифестом. Рушился старый мир, распадался на фрагменты, уже не несущие смысла. Отрицалось все ценное прежде. Но крах смыслов, хаос, убивающий души цинизм - прекрасная питательная среда для Малевича. И в творческом, и в личном.

Первый раз Казимир женился в Курске 23 лет от роду на Казимире Зглейц, дочери врача. Сын Георгий родился через четыре месяца после венчания, но умер младенцем. Второй, Анатолий, скончался в 14 лет от тифа. Дочь Галина дожила до 1973 года, так и не увидев "Квадрат" отца в Третьяковской галерее. А когда она только родилась, Казимир уехал в Москву учиться - от нищеты, отупляющего быта и ненавистной работы чертежника в Управлении Курско-Московской железной дороги. "Я не понимал, зачем я здесь, как птица не понимает, зачем ее держат в клетке", - писал он позже. Не поступив в Училище живописи, ваяния и зодчества, Малевич обосновался в художественной коммуне в Лефортово, где жило около сорока начинающих художников, в их числе юные художницы, приверженные свободной любви. Они находили молодого провинциала привлекательным, и он их не разочаровывал.

Еще две попытки получить образование тоже провалились: в училище сочли, что он больше чертежник, чем рисовальщик. Малевич привез семью в Москву, но жизнь с Казимирой так и не заладилась. Она окончила фельдшерские курсы, получила должность и ушла от мужа. В 1909 году Малевич женился на детской писательнице Софье Рафалович, но и в этом браке не стал примерным семьянином. Рождение дочери в

1920 году застало его в Витебске, где он вместе с художником Марком Шагалом руководил Народным художественным училищем. Восторженные ученицы дарили ему свои творческие порывы и трепетную любовь. Но Малевич любил только искусство, и даже дочь назвал Уной в честь УНОВИСА (Утвердители НОВого Искусства) - так он называл группу преданных учеников. Он делал блестящую карьеру теоретика и идеолога нового искусства, и ему было не до семьи. А жена ждала его в холодной, голодной Москве. Через два года поле кончины Софьи (1925) Малевич женится на Наталье Манченко, почти на четверть века его моложе. На ее долю пришлось и женское счастье с несколько успокоившимся художником, и его аресты, и безденежье, и неизлечимая болезнь, и долгое вдовство - она переживет мужа на 45 лет и останется ему верна.

Жилет и спутник

Эксперименты Малевича с цветом оказались полезны в сферах, далеких от живописи. Он доказал, что белый цвет усиливает боль, и предложил одеть врачей в зеленоватое и не красить стены белым. Жилеты дорожных рабочих тоже изобрел Малевич: оранжевый - цвет опасности и тревоги. Супрематические работы художника легли в основу современного дизайна интерьеров, а в небоскребах видны его объемные супрематические конструкции. Малевич интересовался космосом, ввел в научный обиход слово "спутник", изучал невесомость, проектировал дома-спутники.

Вера Викторова




Новый номер
Новый номер
Загрузка...

Вернисаж

С-И
s-info
Rating@Mail.ru

© Copyright "S-Info". All Rights Reserved. Moscow. 1998-2018 |  Реклама  | Редакция 
Новости партнеров | Архив