s-info

Ее звали Техурой...

Натягивая холст на подрамник, Поль Гоген уже знал, что именно напишет в этот раз. Тем более что перед ним была самая замечательная модель, о которой он мог только мечтать, - его таитянская жена Теха’амана, которую он называл Техурой.

Поль Гоген. Автопортрет

Здесь, на Таити, он не раз вспоминал, как в его жизнь вошла любовь к южной экзотике: раннее детство в Перу, в роскошном доме вице-президента республики, в окружении пальм и магнолий, лам с длинными “лебедиными” шеями, мужчин и женщин с цветной кожей. Когда мать привезла его в Париж, он почувствовал себя чужестранцем среди бледных лиц и приглушенных красок...

Шли годы, и жизнь Гогена во Франции постепенно налаживалась: он пошел служить на флот, затем - на биржу, с годами составил себе крупное состояние. В 25 лет Гоген женился и со временем стал отцом пятырех детей. Его бизнес процветал, но все сильнее захватывала страсть к искусству. Вечерами после работы Гоген бродил по картинным галереям Парижа, а ночами писал картины - одну за другой. Однажды, январским вечером 1883 года, вернувшись домой, Поль Гоген сообщил жене, что уходит с биржи. “Отныне я каждый день буду заниматься живописью”, - уточнил он. Жена была потрясена. Она так никогда не поняла и не простила Гогена.

Настали тяжелые времена становления, поисков, каторжной работы и нищеты. Его живопись не находила признания даже у друзей. Франция начала тяготить. Однажды ему в руки попала изданная министерством колоний брошюра о Таити. Океания! Наконец мечты Поля Гогена о своей “земле обетованной” обрели реальное cодержание. Художнику исполнилось 43 года, когда он вступил на землю Таити, где прелесть природы и красота золотокожих таитянок пленили Гогена. В городском парке устраивались балы, и Гоген приходил любоваться на островитянок в длинных белых платьях, с густыми распущенными черными волосами, темными глазами и зовущими чувственными губами. “У всех таитянок любовь в крови - ее столько, что она всегда остается любовью, даже если куплена”, - говорил Гоген. Первое время его вполне устраивала бесконечная смена партнерш, легкость отношений с ними. Но со временем он стал задумываться о постоянной женщине в своем доме.

Поль Гоген. А ты ревнуешь?

Однажды Гоген решил предпринять поездку по Таити. Как ему казалось - без определенной цели. В маленьком местечке Фаоне его окликнул туземец и пригласил в свой дом. Жена туземца, красивая маорийка лет сорока, спросила Гогена о цели поездки. Неожиданно для себя самого художник ответил: “Чтобы найти женщину!” Через четверть часа он стал обладателем “невесты” - очаровательной тринадцатилетней девушки Техуры. Вместе с ней он вернулся домой. Прошла неделя, и Гоген ощутил себя страстно влюбленным в свою юную жену. Техура оказалась идеальной женщиной для Гогена. Простое деревенское воспитание приучило ее к тому, что у мужчины и женщины разные интересы и разная работа. Когда Гоген был занят живописью, она могла часами молча сидеть и грезить или работать по дому. Она даже умела добывать пропитание: ловила рыбу, собирала плоды, выменивала что-либо у соседей. И конечно же, очень важными для Гогена были пленительность ее молодого тела и ее ничем не скованная чувственность. Гоген называл ее ноа-ноа и наве-наве. Первое означает “благоухание” и содержит намек на монои - кокосовое масло с запахом лепестков гардении, которым Техура, как все настоящие таитянки, регулярно натирала тело и волосы. А наве-наве по-таитянски - чувственное наслаждение, сладострастие. В переводе с таитянского ее имя Теха’амана означает “дающая силу”. И Гоген признавал с благодарностью, что Техура даровала ему жизнерадостность и вдохновение, помогла понять свой народ. Деревенские старики недаром твердили ему: “Мау тера” - есть порог, который нельзя переступить без физической близости.

Гоген писал девушку непрерывно. Как-то во время одного из сеансов Техура с таинственным видом рассказывала Гогену о тайном обществе, которое пользовалось исключительным влиянием на островах - обществе Ареои. Члены этого общества, наверное, лучше и полнее, чем кто-либо когда-либо на свете, осуществили идеал свободной любви. Все мужчины и женщины, входившие в этот союз, имели неограниченное право на сексуальные связи друг с другом. Ареои считали себя адептами бога Оро и старались всеми средствами распространять его учение.

Гогена охватила идея - написать картину на сюжет из легенды о боге Оро. Картину Гоген назвал “Ее зовут Вайраумати”.

Поль Гоген. Ее зовут Вайраумати

Как повествует древний миф маорийцев, великий бог Оро решил однажды избрать себе подругу среди смертных и с этой целью посетил все острова. Много дней прошло в тщетных усилиях, и он уже собирался было возвращаться на небеса, когда на острове Бора-Бора заметил молодую девушку, необычайно красивую: высокую, стройную, солнце блистало в золоте ее кожи, ее звали Вайраумати. По радуге он спустился к своей возлюбленной. Вайраумати тем временем приготовила стол, уставленный плодами, и ложе из самых тонких циновок и самых роскошных тканей. И вот под сенью тамарисков на берегу моря оба они - красивые и сильные, оба божественные - предавались любви. Сын, родившийся в результате прекрасной любви бога Оро и земной девушки Вайраумати, положил начало народу Ареои.

На картине Гогена обнаженная Вайраумати восседает на ложе любви, устланном роскошными тканями, а на низком столике у ее ног лежат свежие плоды - угощение для возлюбленного. За ее спиной стоит Оро в красной набедренной повязке, такой же прекрасный и златокожий, как и его избранница. В глубине картины два идола - придуманный Гогеном таитянский рельеф, олицетворяющий любовь.

...Сбежав на острова Океании, Гоген в глубине души все же остался европейцем. Вечерами, когда садилось солнце, он выходил на прогулку по-таитянски элегантный: в набедренной повязке и цилинде. Цилиндр - это кусочек Европы. Того мира, где жили его жена и дети, которых он любил и к которым мечтал вернуться...

Когда Гоген садился на пароход, то в последний раз взглянул на Техуру. Она проплакала несколько ночей подряд. Теперь, усталая и все еще грустная, но спокойная, она сидела на камне, свесив ноги, и своими широкими, крепкими ступнями слегка касалась соленой воды. Цветок, который раньше был у нее за ухом, упал, завядший, на ее колени. Такие же, как она, чьи-то временные таитянские жены, устало и безмолвно стояли на берегу и смотрели на густой дым корабля, увозившего навсегда их мимолетных любовников.

Вместе с Гогеном отбывали в Европу более тридцати его работ. В том числе и картина “Ее зовут Вайраумати”, которая начала свой долгий путь по миру. В Париже ее купил известный русский коллекционер С.И. Щукин. В его собрании она находилась до 1918 года. После драматических революционных событий она вместе с другими шедеврами французского искусства XIX-XX веков из собраний С.И.Щукина и И.А. Морозова стала собственностью Государственного музея нового западного искусства (ГМНЗИ). Этот музей - еще одна трагическая страница в истории Страны Советов. В 1948 году музей по идеологическим соображениям был расформирован, а картины поделены между Эрмитажем и Государственным музеем изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Именно там, в центре Москвы, на Волхонке, и нашла свое последнее пристанище запечатленная Полем Гогеном легенда о любви прекрасных таитян...

Наталья Синельникова




Новый номер
Новый номер
Загрузка...

Вернисаж

С-И
s-info
Rating@Mail.ru

© Copyright "S-Info". All Rights Reserved. Moscow. 1998-2018 |  Реклама  | Редакция 
Новости партнеров | Архив