s-info

Юдифь. Принцесса и художник

Принцесса любила позировать. Но не любому художнику, а только Лукасу Кранаху. Она прибегала в его мастерскую, усаживалась в уютное кресло напротив мольберта, и наступал тот волшебный миг, ради которого она, собственно, здесь и появлялась: принцесса погружалась взглядом в его глаза, купалась и тонула в море его любви и обожания. И слушала захватывающие рассказы Кранаха...

Юдифь

В этот раз он решил написать картину на библейский сюжет - Юдифь с головой Олоферна. В правую руку принцессы он вложил меч, подставив для опоры небольшой инкрустированный столик, а под левую руку пристроил округлый валик (потом на картине это будет мужская голова), сам распустил прическу принцессы и живописно разложил по плечам пряди роскошных каштановых волос. На ее голову прикрепил специально приготовленную великолепную бархатную шляпку, а обнаженную шею несколько раз обернул золотой цепью. Затем отошел к мольберту. Теперь можно было приступать к рассказу.

"Однажды, - рассказывал Кранах, смешивая краски на палитре, - на иудейский город Ветилуя напало войско царя Навуходоносора под командованием Олоферна. Двенадцать дней продолжалась осада города. Кончилась вода, и толпы людей, плача и стеная, бродили по улицам. Юдифь, богатая и красивая вдова, надела праздничное платье, украсила себя драгоценностями и отправилась в неприятельский лагерь. Красота Юдифи покорила Олоферна. Юдифь рассказала ему, что бежала от своего народа, чтобы исполнить волю богов и сообщить Олоферну о его скорой победе. Довольный Олоферн поместил Юдифь в удобный шатер и три дня пировал с нею. На четвертую ночь, когда Олоферн уснул, Юдифь отсекла ему голову его же собственным мечом и поспешила в Ветилую, чтобы показать согражданам голову захватчика. Под утро, узнав, что Олоферн мертв, ассирийцы впали в панику и бросились наутек, оставив все награбленное в Иудее. Защитники города преследовали их и почти всех перебили". Принцесса слушала Кранаха с ужасом и восторгом. Кранах быстро наносил на холст выражение ее лица. Беспощадная власть женской красоты нал мужской силой... Понимает ли юная принцесса, о чем эта картина? Чувствует ли она, какую власть ее красота имеет над художником? Но говорить он смеет только кистью...

Позируя Кранаху, принцесса Сибилла Клевская вспоминала тот день, когда они встретились впервые. Ей только-только исполнилось 14 лет. Во дворец ее отца, курфюрста Иоанна III Миротворца, герцога Юлиха, Клеве и Берга, прибыло пышное посольство саксонского двора сватать ее за наследника престола принца Иоганна Фридриха. Во главе посольства - высокий красивый дворянин с изысканными манерами и тонким умом: воспитатель принца и знаменитый художник - Лукас Кранах. Тогда же он написал портрет принцессы Сибиллы Клевской в свадебном платье. Стоя перед первым в своей жизни парадным портретом, принцесса пришла в полный восторг. Неужели эта роскошная дама с широко распахнутыми сияющими глазами она, маленькая Сибилла?!

Принцесса

И это чудо сотворил Лукас Кранах. Его обаяние было столь велико, что принцесса стала с нетерпением ждать свадьбы, после которой она будет жить в замке саксонских курфюрстов и каждый день видеть художника. После свадьбы жизнь в Виттенберге оказалась даже интереснее, чем ожидала принцесса. Полно удовольствий: рыцарские турниры, празднества, поклонение придворных... Муж, чрезмерно полный, но добрый и ласковый молодой человек, которого в Саксонии прозвали Великодушным, не разочаровал Сибиллу, но и не покорил ее сердце. Оно принадлежало Кранаху. Изящество и сексапильность юной повелительницы, ее игривость и неудержимое кокетство очаровывали Кранаха. В 1530 году из-под его кисти рождаются бесконечные Венеры, Юдифи, Далилы, Лукреции, у которых было одно чуть скуластое лицо с маленьким подбородком, удлиненным разрезом глаз и тонко очерченными бровями. Лицо маленькой принцессы. Он придумывал для нее роскошные наряды, и картины Кранаха стали в Саксонии своего рода демонстрацией мод: дамы шили себе новые платья, следуя этим изысканным образцам.

Сибилла была в восторге. Ее нисколько не смущали картины, в которых героини с ее лицом представали перед зрителем обнаженными. Эти фигуры с узкими телами и почти змеиной пластикой вполне отвечали немецкому идеалу утонченной, прихотливой, несколько жеманной грации, манящей чувственности, некоторой загадочности. Картины покупали нарасхват, и по всему миру несли они славу художнику Лукасу Кранаху и принцессе Сибилле Клевской.

Конечно, обожание Кранаха имело свои пределы. Муж Сибиллы был не только его воспитанником, но и правителем Саксонии. Поэтому в картине "Юдифь" осторожный Кранах изменил первоначальный замысел: вместо своей головы он изобразил голову Иоганна Фридриха. Словно это не он потерял голову от любви к принцессе, а ее собственный муж...

В 1547 году наступает конец мирной жизни - саксонский курфюрст попадает в немилость к императору Карлу V Габсбургу, и имперские войска осаждают город. После проигранного им сражения раненый Иоганн Фридрих попадает в плен к императору. Карл V приговаривает его к смерти, и Кранах спешит на помощь к своему воспитаннику. Карл благосклонно его принимает, упоминая о ранее полученных от него картинах и висящем у него в спальне собственном детском портрете, написанном Кранахом много лет назад. Но Кранах и в этот раз приехал не с пустыми руками - он привез в подарок императору свою лучшую картину "Юдифь", где так страшно - и так пророчески! - изображена отрубленная голова его воспитанника. Кранах умоляет императора сохранить Иоганну Фридриху жизнь. Карл V не может отказать Кранаху, но оставляет курфюрста в плену.

Автопортрет

Через три года несчастный Иоганн Фридрих передает Кранаху, самому близкому ему человеку, просьбу о том, чтобы тот приехал к нему и разделил его плен. Не колеблясь ни минуты, Кранах раздает имущество наследникам и отправляется в темницу к своему воспитаннику. Он делит с ним заточение, морально поддерживает его, развлекает своими картинами, которые он пишет не переставая. В 1551 году Карл, смягчившись, освобождает Иоганна Фридриха из заточения - опять ради Кранаха, но отправляет в изгнание. Кранах следует за ним. Вместе они скитаются, пока не оказываются в Веймаре, где к ним присоединяется истосковавшаяся по близким Сибилла. Веймар и стал последним пунктом их горестного странствия. Сначала в октябре 1553 года умирает Кранах, затем одновременно на следующий год - Иоганн Фридрих и Сибилла. В день похорон Кранаха в некрологе прозвучало: "Все немцы остаются позади тебя..." Подаренная императору Карлу V картина "Юдифь" в наши дни является одним из украшений Венского музея истории искусств, где хранятся сокровища, собранные Габсбургами на протяжении многих столетий. Картина, цена которой - человеческая жизнь...

Искусствовед Наталья Синельникова




Новый номер
Новый номер
Загрузка...
НТВ о нас
НТВ о нас
Сплошные приколы

Вернисаж

С-И
s-info
Ðåéòèíã@Mail.ru