s-info

Печальный силуэт мадонны

Загадка смерти великого художника Возрождения Рафаэля почти 500 лет мучает исследователей его жизни. Умереть на самом пике творческого расцвета... Недавно появилась новая версия.

Справка "С.-И."

Рафаэль Санти (1483-1520) - великий итальянский живописец. Родился в Урбино, рано потерял родителей. Отец был художником, поэтому первый опыт в живописи Рафаэль получил в его мастерской. Далее учился и работал в Перудже, Сиене, Флоренции. Во второй половине 1508 г. переехал в Рим и стал официальным художником папского двора. Рафаэль умер в возрасте 37 лет. Похоронен в Пантеоне. На его гробнице имеется эпитафия: "Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побежденной, а после его смерти она боялась умереть".

День рождения

Рафаэль и женщины

На вилле знаменитого Рафаэля в тот день собралось все высшее римское общество. На столах - дорогие кушанья, изысканные вина, в разных залах выступали лучшие музыканты. Виновник роскошного приема великий Рафаэль праздновал свой 37-й день рождения.

- Боже милостивый, сколько же денег он потратил?! Целое состояние! - воскликнула одна из знаменитых римских куртизанок. - Кстати, где он сам?

Да, самого именинника гости не видели уже несколько часов. Впрочем, это не мешало им наслаждаться роскошным торжеством. Многие были уверены, что Рафаэль удалился с какой-нибудь очередной красавицей - его любвеобильность была известна всему Риму.

Но больше художника живым никто не видел. Он умер в одной из гостевых спален своей шикарной виллы.

Главный порок - страсть

Историк и биограф многих знаменитостей Возрождения Вазари написал: "Рафаэль умер после времяпрепровождения еще более распутного, чем обычно". Он намекал, что его сердце остановилось во время очередной сексуальной оргии - тот был большим любителем подобных развлечений. Однако современные ученые эту версию отвергают - вряд ли у мужчины в самом расцвете сил и молодости мог случиться инсульт на сексуальной почве.

Что же на самом деле произошло в тот день? Недавние исследования итальянских ученых дают совершенно неожиданное объяснение.

Оргия

…На вилле 6 апреля собралось немало женщин, с которыми у художника были далеко не платонические отношения. Он вообще был крепким мужчиной - по словам Вазари, у Рафаэля всегда было несколько любовниц одновременно. Официальная, Форнарина, жила на вилле постоянно. Еще 10-12 были светскими львицами, которые благодаря связи с художником утверждали свое положение в обществе. Тот же Вазари писал, что главным пороком художника была его страсть к женщинам. Он, например, не мог писать, если рядом не было дамы, не важно кого - замужней патрицианки, куртизанки, простолюдинки. Важно, чтобы в любой момент он мог бросить кисть и уединиться с ней в соседней комнате. Об этом знали все заказчики работ Рафаэля. И всегда держали дам наготове - сегодня бы это назвали райдером Рафаэля.

Но вернемся в день 6 апреля 1520 года. Позднее врачи запишут, что у Рафаэля, который несколько часов пролежал в одиночестве, были бред, судороги, сопровождаемые потерей сознания, лихорадка, сухость во рту, боли в животе. Современные медики склоняются к тому, что художник был отравлен. А яд подсыпали во время праздничного застолья. И сделала это женщина. Кто же? Большинство исследователей сходятся во мнении, что это была знаменитая Форнарина, которую Рафаэль увековечил в своих картинах.

Справка "С.-И."

Форнарина (настоящее имя Маргарита Лути) - легендарная возлюбленная и натурщица Рафаэля. Своим прозвищем была обязана профессии отца-булочника. Роман с ней продолжался у Рафаэля шесть лет, до самой смерти мастера. Говорят, он выкупил дочь у отца за 3 тыс. золотых. Позднее Форнарина стала самой высокооплачиваемой куртизанкой Рима.

Орудие мести

Форнарина. Женщина, которую обожал великий художник.

Рафаэль обожал Форнарину, ввел ее в высшее общество. А она быстро перестала довольствоваться ролью возлюбленной художника, стала любовницей многих богачей. Их имена открыто звучали в римском обществе. Натурщица для портретов возвышенных мадонн сходилась с богатыми заказчиками Рафаэля, не брезговала и его учениками. Довольно часто она появлялась на вилле Рафаэля только под утро, художник все понимал, но отказаться от нее не мог. Чтобы забыть Форнарину, сам бросался во все тяжкие - участвовал в оргиях, шумных попойках, менял любовниц чаще, чем перчатки.

Один из любовников самой Форнарины - Чезаро Чимионе - был очень влиятельным человеком из близкого окружения папы. И ненавидел Рафаэля - их интересы схлестнулись при попытке Чимионе незаконно присвоить одну из древнеримских статуй. Рафаэль, как хранитель древностей, назначенный на эту должность папой, воспрепятствовал воровству. И тогда Чимионе решил отомстить, а в качестве орудия возмездия выбрал Форнарину - свою и Рафаэля любовницу. Некоторые исследователи, как, например, Винченцо Този, убеждены, что именно Форнарина и подкинула яд в чашу с вином Рафаэля. Чимионе, якобы обещал жениться на куртизанке.

Сквозь безмолвие времен

Рафаэль увековечил Форнарину в своих картинах.

Когда Рафаэль умирал в свой день рождения, в соседней комнате Форнарина резвилась с его учеником. Услышав шум, ненадолго пришедший в себя художник вошел в эту комнату и увидел более чем откровенную сцену. Однако его появление не остановило разгоряченную Форнарину - она видела, что тот еле стоит на ногах, и продолжила развлекаться. Рафаэлю ничего не оставалось как уйти к себе. Где он и продолжил умирать в одиночестве еще несколько часов.

Рафаэля похоронили в Пантеоне, в ночь после похорон Форнарина-Маргарита тайком сбежала к Чимионе, но тот ее даже в дом не пустил, заявив, что не намерен принимать участия в ее судьбе. От нее отказались абсолютно все - не только ученики Рафаэля, но все бывшие любовники. А потом Маргарита Лути исчезла. В Риме стали говорить, что она находится в монастыре, куда ее заточили не без помощи очень влиятельных людей, видимо, бывших любовников. Форнарина-Маргарита была опасна - слишком много знала. А потом, видимо, было инсценировано самоубийство бывшей куртизанки. Потому что похоронена Маргарита Лути за оградой монастырского кладбища. Так она поплатилась за то, что сделала. Или только могла сделать? Во всяком случае, из-за своей ненасытности и жажды богатства Маргарита стала игрушкой в руках интриганов и мерзавцев. А ведь на полотнах Рафаэля выглядит как совершенная Мадонна...

Полина Ларина


ФИГАРО™ Увеличить фаллос - РЕАЛЬНО
НТВ о нас
НТВ о нас
Новый номер
Новый номер

Вернисаж

С-И
s-info
Rambler's Top100 Rambler's Top100 TopList