s-info

Везунчик

Иван Константинович Айвазовский (Ованес Геворкович Айвазян)

Запланированная на лето выставка Ивана Айвазовского уже сейчас тревожит сотрудников Третьяковки. Опасаются повторения столпотворения с вышибанием дверей, которое случилось минувшей зимой на выставке Валентина Серова на Крымском Валу.

Для этого есть основания: популярность Айвазовского выше, чем Серова, а интерес к отечественному искусству растет с каждым годом. Живопись выдающегося мариниста высоко ценилась с первых полотен, покинувших его мастерскую, но и в XXI веке не выходит из моды - редкий случай в истории российской культуры вообще и изобразительного искусства в частности. Но такова уж планида этого человека - Иван Айвазовский был везунчиком. Благосклонность фортуны отмечали все, кто его знал.

Справка "С.-И."

Иван Константинович Айвазовский (Ованес Геворкович Айвазян) - выдающийся русский художник-маринист и баталист (1817–1900). Творческое наследие - более 600 полотен. Похоронен в Феодосии на территории средневековой армянской церкви Святого Саркиса. Мраморное надгробие в форме саркофага из цельного блока белого мрамора изготовлено итальянским скульптором Биоджоли. На древнеармянском языке написаны слова армянского историка Мовсеса Хоренаци: "Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память".

Драгоценности не продаются

Судите сами: он рос в семье разорившегося многодетного купца, без каких-либо надежд на образование, тем более художественное. Но его росписи на стене казенного здания заметил градоначальник Феодосии, который забрал одаренного мальчика в свой дом, определил в гимназию, оплачивал уроки живописи и музыки, к которым тот проявил способности. Потом отправил его рисунки в Академию художеств Санкт-Петербурга, куда Айвазовский сразу же был принят на казенный счет. При этом никаких особых усилий он сам не прилагал и мук творчества не испытывал - природа наделила его легким талантом. На самые выдающиеся свои полотна живописец тратил от одного часа до пяти дней, а платили ему за них весьма значительные деньги.

Дама из коляски - Тальони.

Даже когда Айвазовского сбила мчащаяся коляска, он не пострадал, а встретил свою первую и самую романтическую любовь. Из коляски выпорхнет стройная молодая дама, лицо которой закрывала вуаль. Она отвезет пострадавшего домой, а утром пришлет ему билеты на "Сильфиду" - спектакль, попасть на который не могли даже именитые горожане, не то что бедные студенты. Исполнительница главной роли, итальянская балерина Мария Тальони, была бешено популярна в Европе, на ее выступления в Санкт-Петербурге собирался весь цвет российской столицы. После спектакля у артистического входа, куда Айвазовский с товарищами придет посмотреть на отъезжающую после спектакля богиню, он услышит свое имя, а потом получит роскошный букет роз. Только тогда он поймет, что дама из коляски и Тальони - одно лицо. Поклонники будут предлагать ему огромные деньги за цветок из букета, но он свою драгоценность не продаст.

Вскоре Тальони покинет Петербург, и Айвазовский бросится на ее поиски. В Венеции, где у Марии собственное палаццо, ее не окажется. Юноша долго будет ждать ее возвращения и набираться впечатлений. Посетит своего брата Габриэла, ставшего монахом одного из венецианских монастырей, съездит в Рим и Флоренцию, напишет множество картин - в общем, проведет время с пользой. А когда вернется в Венецию, с гастролей возвратится и Тальони. Она обрадуется молодому поклоннику и предложит поселиться в палаццо. Она будет репетировать, он - писать по памяти морские пейзажи, им будет хорошо вместе. Только страх потерять Марию будет омрачать его счастье, и он сделает ей предложение. И опять везение: она откажет, справедливо рассудив, что разница в возрасте в тринадцать лет не позволит ей по-настоящему полюбить его и не сделает их брак счастливым. К тому же мудрая женщина посоветует молодому художнику вернуться в Россию. На память она подарит Ивану розовую балетную туфельку, в которой танцевала "Сильфиду".

Портреты жен художника

Айвазовский с первой женой и дочерьми.

Тяжело пережив разрыв с любимой, Айвазовский вскоре поймет ее правоту. К тому же выяснится, что за время "итальянских каникул" его известность на родине возросла многократно. Ему благоволят и покупают картины самые знатные персоны империи, коллекционеры и даже члены царской семьи. Он признан, богат и чрезвычайно востребован. Не хватает только любимой женщины - случайных дам полусвета, как и высшего света, он в расчет не принимает. В одном из богатых столичных домов, куда его приведет критик Виссарион Белинский, Айвазовский увидит прелестную англичанку Юлию Гревс - гувернантку хозяйских дочерей. И влюбится, хотя мог бы запросто претендовать на руку и сердце одной из наследниц хозяина. Они поженятся, родят четырех дочерей, но через двенадцать лет их брак распадется. Юлия так прочно сживется со статусом жены знаменитого художника, что уже не захочет прозябать в феодосийской глуши, все чаще будет уезжать с детьми то в Петербург, то в Одессу. И однажды из такой поездки не вернется. Конечно, после развода с женой темпераментный армянин не скучал монахом и даже, по слухам, прижил внебрачную дочь. Но мечтал о настоящей семье долгих 22 года.

Однажды на набережной Феодосии он встретит траурную процессию - хоронят купца Саркисова. Айвазовский выйдет из коляски, чтобы отдать дань уважения покойному, и остолбенеет: юная вдова покажется ему настоящей мадонной, достойной пера лучших живописцев мира. Художнику в тот момент было 65 лет, точный возраст Анны история не сохранила, но то, что разница составляла не меньше сорока лет, известно доподлинно. Тем не менее после окончания траура Иван Константинович Айвазовский и Анна Никитична (Мкртичевна) Саркисова-Бурназян обвенчаются и проживут в любви и согласии до самой кончины художника.

Вторая жена художника - Анна Саркисова-Бурназян.

Загадка белых ландышей

Последние 16 лет жизни каждое Вербное воскресенье Айвазовскому будут приносить корзину свежих ландышей. Благодарные горожане - Айвазовский много делал для родной Феодосии и ее жителей - дарили ему цветы возами, но эти ландыши не давали художнику покоя: тот, кто посылал их, сохранял инкогнито. В свое последнее Вербное воскресенье, 2 апреля 1900 года, Иван Константинович попросит жену узнать у посыльного имя дарителя. Она выполнит просьбу мужа, но уже после его смерти - он скончается 19 апреля. Выяснится, что заказ оплачивал граф Трубецкой, за которого вышла замуж дочь Тальони. Незадолго до смерти Мария завещает каждый год приносить ландыши великому художнику, которого много лет назад она отвергла именно в Вербное воскресенье, хотя только его и любила в своей жизни. Разбирая вещи покойного мужа, Анна Никитична найдет шкатулку со старой балетной туфелькой и бросит ее в камин - за ненадобностью.

Айвазовский. Хаос

Вместе с классиками

Во время пребывания Айвазовского в Италии папа Римский Григорий XVI купил у художника его полотно "Хаос", для чего была создана комиссия из кардиналов и прелатов для экспертизы: нет ли на картине крамолы. А флорентийская галерея Уффици заказала ему автопортрет для экспозиции величайших живописцев мира, начиная с Леонардо да Винчи и Микеланджело. Из наших соотечественников до Айвазовского такой чести удостоился только Орест Кипренский.

картина Айвазовского

Вечно молодой талант

В XXI веке Иван Айвазовский входит в пятерку самых востребованных на международных аукционах русских художников. В прошлом году на финском аукционе "Хагельштам" неизвестная ранее картина Айвазовского "Корабль на заре" была куплена российским коллекционером за €70 тыс. Стоимость самых известных полотен мастера - $1–3 млн.

Вера Викторова




НТВ о нас
НТВ о нас
Новый номер
Новый номер
Сплошные приколы
Средство для увеличения потенции Аппилл

Вернисаж

С-И
Ситосан
Энтис спрей
Препарат Секстайм
Крем для увеличения груди pushap
s-info