s-info

Изобразитель "Темного царства"

Начиная с 1853 года каждый сезон Малого театра в Москве и Мариинского в Санкт-Петербурге начинался с новой пьесы А.Н. Островского. И так на протяжении 30 лет! Поразительно, но и сегодня пьесы выдающегося драматурга актуальны.

ПОД НАДЗОРОМ ПОЛИЦИИ

Казалось бы, какое отношение имеют к нам страсти-мордасти, творившиеся в купеческих и мещанских семьях в середине позапрошлого века? Однако из-под пера автора выходили не просто отдельные личности, а настоящие типы людей, которые не реже, чем тогда, встречаются и в нашей жизни. И действуют точно по тем законам, что и их литературные прототипы, разве что в иных обстоятельствах. Вопрос в другом: где находил героев молодой еще человек (первую пьесу “Свои люди - сочтемся” Островский написал в 23 года), не принадлежавший ни к купеческому, ни к мещанскому сословию? И тут вступает в силу один из важнейших законов бытия - никогда не знаешь, где найдешь, а где потеряешь.

СПРАВКА “С.-И.”

Александр Николаевич Островский (1823-1886) родился в Москве на Малой Ордынке в семье выпускника духовной академии, ставшего судебным стряпчим и получившим за верную службу чин коллежского асессора, дворянский титул и имение Щелыково в Костромской губернии.

Александр окончил гимназию и два курса юридического факультета Московского университета.

Отец пристроил его канцеляристом в суд, где он прослужил почти 10 лет. Написал более 50 пьес, входил в Комиссию по разработке законоположений по организации театров.

Скончался от болезни сердца, похоронен на церковном кладбище в селе Николо-Бережки Костромской области.

Так вот, именно в столь ненавистном Островскому суде, ежедневно сталкиваясь с разного рода уголовными и гражданскими делами, фигурантами которых чаще всего были купцы и мещане, он находил и сюжеты, и героев, оказавшихся в непростых ситуациях судебного разбирательства, когда характеры проявляются с наибольшей очевидностью. Результат оказался столь достоверным, что первая же пьеса “Свои люди - сочтемся”, опубликованная в журнале “Москвитянин”, так возмутила местное купечество, что была написана петиция на имя императора c просьбой запретить ее к постановке.

Просьбу купцов Николай I удовлетворил, более того — автора уволили со службы и отдали под надзор полиции, который был снят только после воцарения Александра II. Но даже надзор полиции теперь уже не мешал Островскому изображать “темное царство” (так определил Замоскворечье Н.А. Добролюбов) с такой достоверностью и юмором, что пьесы принимали в театры без нареканий, а спектакли собирали полные залы.

ЖЕНСКИЙ ВОПРОС

Женские персонажи в драматургии Островского - отдельная история. Любовь никогда не становится у него главным действующим лицом, даже если на первый взгляд это пьеса о любви - как, например, “Гроза” или “Бесприданница”. Модератор всех сюжетов - капитал, бездушный и жестокий. Никакое, даже самое пылкое и искреннее чувство не может противостоять золотому тельцу, и потому полюбившая женщина для драматурга - всегда существо “страдательное”, которому не находится места в жизни. Катерина в “Грозе” бросается в Волгу, Ларису в ‘Бесприданнице” убивает горемыка-жених. И это не случайно: отношение к женщинам у Островского было, мягко говоря, лишено романтики.

...Саше не исполнилось и девяти лет, когда умерла его мать, которую он любил больше всех на свете. Вскоре отец привел в дом молодую жену, полную противоположность умершей. Младшие дети сдружились с хитрой и льстивой мачехой, а Саша возненавидел ее на всю жизнь. Начались конфликты с отцом, мальчик искал утешения и понимания за стенами дома. И нашел.

Агафья Иванова тоже жила в Замоскворечье, неподалеку от Островских. Светлые волосы собраны в незатейливый пучок, простое доброе лицо, голубые глаза, доверчиво глядящие на высокого статного красавца, - все Александру нравилось в юной соседке. Он стал часто захаживать к ней в гости, подолгу засиживался за самоваром и немудреными разговорами. Почему родители не противились настойчивым ухаживаниям дворянина за простолюдинкой, неизвестно. Не исключено, что Агафья была сиротой и тоже искала поддержки и утешения.

Отец Островского прознал про “дружбу” сына с Агафьей и пригрозил лишить наследства, если тот на ней женится. Александр жениться не собирался, но и расстаться с Агафьей не мог - она ждала ребенка.

Без поддержки отца, с жалованьем в 4 рубля в месяц Островский стал отцом. Потом родились еще двое детей, но из-за нужды и болезней все их дети умерли в детстве. Союз Агафьи и Александра счастливым не назовешь - от нужды, отчужденности мужа, потери детей невыносимо страдала Агафья. Страдал и Александр, он мечтал о женщине своего круга и образования.

Однажды в гостях у промышленника Якова Грузинского он встретил актрису Любовь Косицкую, которая блистала на московских подмостках. Чувство вспыхнуло с первого взгляда, но оба были несвободны. Их связь - то пылкие встречи, то долгие расставания - длилась несколько лет. Но у этих отношений не было будущего: Косицкая уже пережила несколько неудачных браков и не желала причинять боль другой женщине. И у Островского чувство долга было сильно. После окончательного разрыва с ним Косицкая овдовела, сошлась с купеческим сыном, который промотал все деньги, что ей удалось скопить. Последний раз Косицкая и Островский встретились за два года до ее кончины. Она постарела, подурнела, но он этого не видел. Предложил стать его женой. Она отказала и вскоре умерла в нищете и забвении.

И СЛЕЗЫ, И ЛЮБОВЬ…

А через год умерла от чахотки Агафья. Перед самой ее кончиной, когда священник читал отходную молитву, Островский надел на ее палец кольцо со словами: “Ты была и останешься моей женой перед Богом и людьми. Слышишь?” Она слышала, но обрадоваться его словам не успела…

После похорон Агафьи он перестал ходить на службу, бриться, бросил литературу. Дни напролет лежал на диване или слонялся по квартире. Единственный человек, который навещал его, была Маша Бахметьева - выпускница театральных курсов. Она его кормила, заставляла работать, следила за домом. Через год он уже не мог без нее обходиться, а еще через год они обвенчались. Разница в возрасте в сорок с лишним лет и постоянное безденежье, с которым Островскому так и не удалось справиться, навалившиеся болезни… Мария Васильевна родила мужу четверых сыновей и двух дочерей, но была ли она счастлива в браке? Даже сам Островский, думается, в такую возможность не верил. Его последние пьесы – “Без вины виноватые”, “Красавец мужчина”, “Таланты и поклонники” - опять об обманутых и страдающих женщинах.

Вера Викторова




Новый номер
Новый номер
Загрузка...

Вернисаж

С-И
s-info
Rating@Mail.ru

© Copyright "S-Info". All Rights Reserved. Moscow. 1998-2018 |  Реклама  | Редакция 
Новости партнеров | Архив