s-info

Олег Ефремов мог стать бомжом

По сравнению со своим знаменитым тезкой питерский актер Олег Ефремов всего лишь тень. Хотя когда-то и у него была слава, он много снимался в кино, его звали работать в престижные московские театры. Но позже судьба была с артистом неласкова. Сегодня Ефремова из северной столицы забыли не только зрители, его бросили и родные люди.

Справка "C.-И."

Олег Ефремов

Олег Владимирович Ефремов родился 14 октября 1946 года. Окончил ЛГИТМиК. Работал в Ленинградском театре драмы и комедии на Литейном, в Харьковском ТЮЗе, Театре-студии киноактера при "Ленфильме". Сыграл в 60 картинах. Избранная фильмография: "Золотая мина", "Государственная граница", "Жизнь Клима Самгина", "В моей смерти прошу винить Клаву К.". Трижды был женат.

- Я увлекся театром рано, лет в десять. А уже в 11 лет играл главные роли в Театре юношеского творчества в местном Дворце пионеров. Моим партнером был Лева Додин. С нами вместе занимался и Витя Ильичев.

- Значит, с выбором будущей профессии рано определились?

- Все непросто складывалось. Родители хотели, чтобы я стал технарем. Я не мог им перечить. Поступил в радиотехнический техникум. Потом - бросил. Ушел из семьи. Устроился рабочим сцены в учебном театре ЛГИТМиКа. Первым человеком, кто меня приютил, был Валера Агафонов. Он там работал главным энергетиком. Поселил меня в подвале института, нашел мебель. Там проходили задушевные посиделки и студентов, и преподавателей: неформальное общение под гитару Валеры Агафонова. На следующий год я поступил в ЛГИТМиК.

- С вами училась Марина Неелова?

- Она была звездой курса. Яркая, колоритная девушка! В нее были влюблены все мальчишки. А вот я избежал этой участи: меня со второго курса пригласили сниматься в кино. Я не вылезал с "Мосфильма". Редко появлялся в вузе. Даже был отчислен с правом восстановления по окончании съемок. Мы с Мариной должны были играть главные роли в дипломном спектакле "Тристан и Изольда", но не судьба. Я продолжал сниматься.

К тому же Ефремова тогда захлестнула любовь к другой женщине. У них в институте концертмейстером подрабатывала студентка консерватории Светлана. Роман молодых людей был скоропалительным. Олег женился на Свете на втором курсе. Жизнь била ключом - любовь, карьера. Олега приглашали в ведущие театры Москвы. Он всерьез задумывался о переезде в Первопрестольную. Но молодая жена встала в позу. Она еще не окончила вуз и слишком любила Ленинград. А он слишком любил ее.

Тезка Олег Ефремов

Великий тезка

- Со своим тезкой - Олегом Ефремовым, вы познакомились в Москве?

- Когда меня представили ему, он сказал - слышал про такого, теперь увидел. И пошутил: "Будет кому алименты платить!" На "Мосфильме" мне рассказывали, что режиссеры мечтали снять нас в одном фильме, мол, забавно бы выглядело - два Олега Ефремовых в кадре. Но эту идею так никто и не воплотил. А потом на отдыхе в Ялте Лева Дуров, с которым мы очень подружились, рассказывал историю, как Ефремову всучили МХАТ. Как Лева с Аллой Покровской пытались протрезвить Олега Николаевича перед походом к Фурцевой, как Ефремов еле стоял на ногах перед всемогущей Екатериной Алексеевной в ее кабинете, как она настаивала, чтобы Олег Николаевич стал руководителем МХАТа, а он упирался, кричал, кулаком по столу бил. В общем, у моего тезки тоже непростая судьба была.

Начало неудач

Золотая мина

- В родном городе меня ждало разочарование. Мы расстались с женой: Светлана позволяла себя любить, но сама не любила. Отсюда непонимание, ссоры, моя ревность. Разрыв был тяжелым. Хотелось все бросить. И вот еду в автобусе, меня окликает Валерий Петров, главный режиссер Харьковского ТЮЗа. Позвал с собой. Я согласился, даже не собирая вещи, никому не сказав ни слова, сразу отправился на вокзал. В Харькове проработал три месяца. Перед Новым годом отпросился у руководства, чтобы съездить в Ленинград, забрать документы, оповестить родных, где я. Со мной в один день уезжал и Валера Петров. Он ехал в Саратовское театральное училище искать новые таланты. А театр сразу после нашего отъезда сгорел дотла. Валера вернулся к пепелищу вместе с найденным им в Саратове Володей Конкиным. Там уже была ассистентка режиссера Николая Мащенко. Она специально приехала в Харьков, хотела пригласить меня на роль Павки Корчагина в фильм "Как закалялась сталь". Но увидела Володю и позвала на пробы его. А я так и остался в Ленинграде. Мне предложили перейти в Театр-студию киноактера при "Ленфильме". Многие умные люди предупреждали, что при "Ленфильме" я стану доступен для киношников, что называется, всегда под рукой и ко мне потеряют интерес. И, правда, как только я переступил порог театра-студии, меня перестали замечать.

- Неужели не было возможности перейти в другой театр?

- Судьба мне дала еще один неплохой шанс, которым я, к сожалению, не воспользовался. Я общался с Сашей Кайдановским и показал ему свои режиссерские разработки. Он отдал их Андрею Тарковскому. Тот одобрил их. Была возможность пойти на Высшие режиссерские курсы. Кроме того, Игорь Старыгин договорился с Хомским о моем переходе в Театр Моссовета. Но я успел жениться во второй раз. Надо было кормить семью. Одним словом, я спасовал, побоялся трудностей и никуда не поехал. Вскоре грянули тяжелые 90-е. Со второй женой я развелся.

Жизнь после славы

Пять дней отдыха

При разговоре о третьем браке на глаза Олега Владимировича наворачиваются слезы. Будучи уже немолодым, он мечтал все же найти семейное счастье. Женитьба на провинциалке обернулась драмой. Пока он зарабатывал деньги, колеся по городам и весям, жена вступила в секту и задалась целью выселить мужа из квартиры. Ей и ее богу он совсем не был нужен:

- Я возвращался с гастролей, а она в окружении неизвестных людей, которые поселились у нас в квартире, говорила благостно: "Олег, ты нам мешаешь. Может, оставишь нас?" Я пытался с ней поговорить - бесполезно. Потом распался театр. И получилось, что у меня нет ни крыши над головой, ни жены, ни работы. От жуткого стресса случился гормональный сбой. Я поправился на 40 килограмм. В таком состоянии меня приютила бывшая одноклассница. На этом проблемы не закончились: отнялись ноги, я стал терять зрение, обострились проблемы со слухом. Дело в том, что, когда я снимался в фильме "Государственная граница", там перестарался пиротехник - детонатор взял слишком мощный. В кадре взрыв, конечно, выглядел эффектно, но меня сильно контузило... Когда мне чуть-чуть полегчало, отправился на поиски работы, не мог же я быть иждивенцем.

- Снова в театр устроились?

- Меня к тому времени все забыли. Все! С кем снимался, с кем дружил... Я ведь и внешне изменился. Довольствовался тем, что предлагали. Работал сторожем в музее Анны Ахматовой, в мемориальной квартире Пушкина. Но я мог не расслышать сигнализацию, так что и там оказался негоден.

Олег Ефремов

- Жили где?

- Только в 2000 году удалось развестись с женой, произвести размен моей квартиры. В итоге я оказался в коммуналке. Одноклассница устроила меня к себе на фирму. Сначала я был курьером. А потом, когда стало тяжело бегать по городу, стал этаким массовиком-затейником. Если у кого-то из сотрудников случалось событие, писал стихи. Меня жалели и позволили доработать до пенсии.

- Сейчас, когда бурно развивается кино, приглашают сниматься?

- Недавно сыграл в сериале "Защита Красина-2". Совсем небольшая роль. Но сколько радости, когда возвращаешься в профессию! А вообще-то работы нет. Я имел неосторожность признаться в своих проблемах коллегам, и многие решили, что я уже никуда не гожусь. Недавно познакомился с доктором из больницы МЧС. Прохожу серьезное обследование. Он вселил в меня надежду, что можно решить мои проблемы со слухом.

- Олег Владимирович, вы ничего не упоминаете о детях.

- Дети у меня есть. У них своя жизнь. Был период, когда я им был необходим, но меня в то время рядом не оказалось. Это мой грех. Я не должен роптать на судьбу за то, что сейчас одинок. Дочь общается со мной, когда сама захочет. Но я и этому рад!

Надежда Дунаева




НТВ о нас
НТВ о нас
Новый номер
Новый номер
Сплошные приколы

Вернисаж

С-И
s-info