s-info

Раба любви

В феврале абсолютной звезде советского кино Елене Соловей исполняется 70 лет, 25 из которых она живет в США - без любимой работы, но в полном согласии с собой.

Елена Соловей

Другая география

Мало кто мог понять, почему Елена уезжает из страны, где к своим 44 годам снялась более чем в 60 фильмах, в том числе ставших классикой советского кинематографа, - "Раба любви", "Несколько дней из жизни И.И. Обломова", "Неоконченная пьеса для механического пианино". Были и другие удачные работы в хороших лентах талантливых режиссеров, которые собирались снимать ее и дальше.

Но она бросила все и уехала, не строя иллюзий, что ее позовет Голливуд. Решение не было простым, но она его приняла и никогда не жалела. "В моей жизни мало что изменилось, разве что география»" - призналась актриса в одном из интервью. Как это - не изменилось, если вместо главных ролей в большом кино она всего лишь несколько раз появилась в эпизодах, играя русских теток в американских картинах?! Лукавит?

«Неоконченная пьеса для механического пианино» (Е. Соловей, Н. Михалков, Е. Глушенко).

Оказывается, нет. Елена Соловей принадлежит к тому редкому типу актрис, которые никогда не смешивают кино и реальную жизнь, судьбы своих героинь - с собственной личной судьбой. И в отличие от образов, которые она создавала перед кинокамерой, — почти неземных, нездешних, сотканных из мечты об идеальной любви и красоте, - сама Елена Соловей прочно стоит на земле. И понятие «любовь» наполнено для нее вполне конкретным смыслом: это служение тем, кого она любит.

Елена не считает это рабством, а если уж проводить аналогию с ее знаменитой Ольгой Вознесенской, героиней-актрисой из "Рабы любви", то рабство это - добровольное, дарящее душе покой, гармонию и благословенное чувство своей нужности близким. Именно из страха за будущее детей они с мужем решили покинуть родину в непростые перестроечные годы, пожертвовав своими карьерами. Но оба не считают то решение жертвой. Дети выросли, получили хорошее образование и престижную работу, у них растут собственные дети - родители за них спокойны, и это главное.

В кругу семьи

Окаймитель звезды

Так повелось, что первооткрывателем звезды по имени Елена Соловей считается Никита Михалков. Она действительно сыграла в его фильмах свои главные роли, но звездой ее сделал совсем другой, куда менее именитый человек. Рустам Хамдамов, советский кинорежиссер, сценарист и художник, известен сейчас разве что специалистам-киноведам, потому что снимал исключительно бессюжетное, ассоциативное кино, непонятное рядовому зрителю. При этом нюх на актерскую индивидуальность имел исключительный. Он впервые увидел Елену Соловей - скромную, несколько жеманную студентку ВГИКа - в нескольких учебных спектаклях и пригласил в свою короткометражку «В горах мое сердце». Ему нужна была особая героиня, почти лишенная плоти и крови, неземная красавица с неземным голосом - и он ее создал. "Женщина - это всегда образ. Если его не сделать, то никогда не будет кинозвезды. Сейчас на телевидении 200 тысяч девушек снимаются, но нет ни одной звезды. И быть не может. Не потому что дуры, не потому что вырождение нации, а потому что нет "окаймителя". Для этого должен быть режиссер". Эти слова принадлежат Хамдамову, который и придумал актрису Елену Соловей - настоящую звезду, которую ни затмить, ни повторить нельзя.

Руслан Хамдамов

"Роман" с Михалковым

Хамдамов собирался снимать ее в своем новом фильме «Нечаянные радости», но рассорился с начальством. Начатое кино согласился закончить, а точнее, снять заново, Никита Михалков. Он переделал под себя сценарий, собрал новую группу и долго искал актрису на главную роль. А потом понял, что Хамдамов прав и Ольгу Вознесенскую, олицетворение эпохи декаданса, может сыграть только Соловей - так появилась "Раба любви".

Это сейчас очевидно, что наука Хамдамова легла на благодатную почву: он разглядел в юной провинциалке абсолютный "женский слух", который позволял ей без помпы и надрыва, как это обычно случается у актрис, расставлять приоритеты. Во время работы над фильмом Михалков узнает, что Елена ждет второго ребенка, и придет в ужас. У него уже почти готов сценарий по рассказу Чехова "Безотцовщина". Роль Софьи - "девочки из мечты", "тревоги души" - написана специально для Соловей! Елена спокойно ответит: "Рожу и снимусь".

Паша родится перед самым запуском фильма "Неоконченная пьеса для механического пианино", и тут возникнет проблема - у Елены мало молока. Она ела грецкие орехи, пила чай с молоком в огромных количествах - и набирала вес. О съемках не могло быть и речи. Михалков был вынужден пригласить другую актрису, но работа с ней не пошла. За Еленой послали в Комарово, где она с детьми жила на даче. Михалков кричал: "Мои дети выросли на финском молоке, и твой вырастет". Соловей была непреклонна: "Мой будет расти на материнском". Работу пришлось приостановить, но через некоторое время Елена с мамой и детьми приехала в Пущино-на-Оке, где шли съемки. Каждые четыре часа ее возили кормить сына. Когда на ее роскошном платье расплывалось молочное пятно, Михалков смотрел на нее с ненавистью, но Елену это мало заботило. Потом она скажет, что если бы не кормления, она, наверное, сыграла бы лучше. Но если бы не съемки, молока у нее было бы больше - а это куда важнее.

И с третьей картиной Михалкова у Соловей вышла история. Первоначально он не собирался снимать ее в "Обломове" - старовата для роли Ольги Ильинской. Но без нее ничего не получалось. Елена тем временем готовилась сыграть Миледи в "Трех мушкетерах" Юнгвальд-Хилькевича, хотя абсолютно не видела себя в этом образе. И тут предложение Михалкова - как спасение и реализовавшаяся мечта. Елена уговорила Юнгвальд-Хилькевича заменить ее Маргаритой Тереховой, которая грезила ролью Миледи, а ее отпустить к Михалкову. Сейчас трудно представить, что обе эти роли могли бы сыграть другие актрисы.

Актриса в наши дни

Вот она, единственная

Первые годы в США Елена занималась исключительно домом и семьей и получала от этого огромное удовольствие. Ее муж Юрий Пугач - кинохудожник, с которым она познакомилась на съемках фильма "Драма из старинной жизни", - нашел себя в ювелирном деле и обеспечил семье безбедную жизнь. Когда дети подросли, Елена стала понемногу работать - вела передачу на русском радио Нью-Джерси, открыла театральную студию "Этюд" для детей из русскоязычных семей, от работы в которой получает огромное удовольствие. Снялась в нескольких сериалах, в том числе в "Клане Сопрано". Дети разъехались: сын с семьей живет в Германии, дочь - в США, но отдельно от родителей. Четыре года назад Юрий Пугач перенес тяжелейшую операцию по трансплантации почки и выжил во многом благодаря жене.

Сейчас Елена вполне довольна жизнью, но иногда ей снится один и тот же сон: она в Ленинграде, блуждает по коридорам Театра Ленсовета - и не может попасть на сцену. А утром думает: а смогла бы она сыграть, если бы попала? И надеется в глубине души, что вспомнят, позовут - ей есть что сказать людям. И признается как в самом сокровенном: "Я изменилась, я совсем другая. Но может быть, появится некто, кто укажет на меня и скажет: "Вот она, единственная, кто может это сделать". До тех пор я живу той жизнью, которой живу".

Вера Викторова




НТВ о нас
НТВ о нас
Новый номер
Новый номер
Сплошные приколы
Средство для увеличения потенции Аппилл

Вернисаж

С-И
Ситосан
Энтис спрей
Препарат Секстайм
Крем для увеличения груди pushap
s-info