s-info

Проклятый Шурик

Советскому суперхиту «Кавказская пленница» в этом году исполняется 50 лет. Юбилей - 80 лет со дня рождения - и у исполнителя главной роли Александра Демьяненко, люто ненавидевшего своего легендарного Шурика.

В плену у "Пленницы"

Молодой актер ленинградского Театра комедии им. Н.П. Акимова Александр Демьяненко ухватился за предложение Леонида Гайдая как за спасение. Годом раньше он пробовался у Григория Козинцева на роль Гамлета, о которой мечтал с детства, но режиссер выбрал Иннокентия Смоктуновского. Для Демьяненко это была настоящая трагедия, хотя в целом развитием своей актерской карьеры он был доволен.

После драмкружка в родном Свердловске с первого раза поступил в ГИТИС, после окончания три года проработал в Москве в Театре Маяковского, но Москву не полюбил и с радостью перебрался в Ленинград, где наконец-то получил квартиру, нашел “свой” театр и стал активно сниматься на “Ленфильме”. Тут-то его и нашел Гайдай, начавший работу над первым фильмом своей комедийной трилогии “Операция “Ы” и другие приключения Шурика”.

Был готов сценарий, утверждены актеры на все роли, кроме главной. Через фотопробы у Леонида Иовича прошло более 40 артистов, да каких! Андрей Миронов, Евгений Жариков, Виталий Соломин, Александр Леньков... Ни в одном из них режиссер не увидел своего героя, которого, кстати, поначалу звали Владиком Арьковым. Потом Гайдаю рассказали о Демьяненко, отчаявшийся режиссер сам отправился в Ленинград и после первого же разговора утвердил его на главную роль - так много общего увидел он между актером и... самим собой. Не внешнее сходство покорило Гайдая - тут они были, скорее, антиподами, - но оба выглядели мрачновато, хотя умели шутить без тени улыбки. Оба были застенчивы, негероического облика при очевидной внутренней силе и врожденной порядочности. Чтобы внешность Демьяненко хоть как-то приблизить к своей, режиссер сделал Шурика блондином, и его нещадно красили, до волдырей на коже. И даже дали имя актера - Шурик. Демьяненко соглашался на все: работа у знаменитого комедиографа обещала радужные перспективы. А ведь он мечтал о славе - заслуженной, как признании таланта и мастерства. Но все случилось не так, как мечталось: он стал фантастически популярен, при этом никакого особенного труда, мастерства и тем более таланта в этих работах ему затрачивать не приходилось - просто существовал в предлагаемых обстоятельствах.

Демьяненко почувствовал неладное уже после “Операции “Ы” и вполне мог бы отказаться от “Кавказской пленницы”, но жажда признания оказалась сильнее, чем доводы здравого смысла. А впереди был еще “Иван Васильевич меняет профессию”. В этом, последнем фильме трилогии, Шурик уже не был главным героем, но тем не менее утвердил большинство отечественных кинематографистов в отношении к себе как к комедийному артисту (а по сути - как к актеру одной роли). Он снимется еще во множестве фильмов, но ни одной яркой и запоминающейся роли не создаст. Будет отчаянно страдать из-за своей невостребованности в серьезном кино, ненавидеть рокового Шурика и во всех своих неудачах винить Гайдая. Не придет даже на похороны режиссера, сделавшего ему имя в кино.

Без объяснения причин

С появлением в его жизни Шурика у актера начались проблемы не только профессиональные, но и личные. Навязчивое и бесцеремонное признание зрителей, хлопающих по плечу, говорящих “ты” и предлагающих выпить, бесило Демьяненко, делало его еще более нелюдимым и озлобленным. А когда рухнули надежды на взлет карьеры, утешение он находил в алкоголе. Пил один; по словам его первой жены Марины Скляровой, буквально заливался алкоголем. Она терпела, не смела перечить и устраивать скандалы, а потом горько об этом жалела. Они познакомились почти детьми - еще в Свердловске, в драмкружке. Вместе поехали покорять Москву, вместе обосновались в Ленинграде. Марина окончила сценарный факультет ЛГИТМиКа, работала редактором на радио и телевидении. Она очень хотела детей, а муж был к детям, мягко говоря, равнодушен. И она не решилась пойти против воли “любимого Сашеньки”. В одном из своих последних интервью Марина Даниловна признается, что до сих пор молится за своих так и не родившихся детей.

После почти двадцати лет брака Демьяненко уйдет от Марины - без объяснений и извинений, взяв только чемодан с личными вещами. К тому времени главным источником заработка для него стал дубляж на “Ленфильме” иностранных картин. Голосом Демьяненко говорили Жан-Поль Бельмондо, Омар Шариф, Роберт де Ниро, Донатас Банионис... В студии дубляжа он встретит свою главную женщину - режиссера Людмилу Неволину, которая вскоре возьмет фамилию Демьяненко.

Для Марины уход мужа станет катастрофой. Она начнет пить, звонить с угрозами новой семье Демьяненко, даже инсценирует самоубийство - в надежде, что Сашенька вернется. Он не вернется. После развода Марина так и не устроит свою личную жизнь, будет буквально прозябать в нищете, но отказываться от помощи Демьяненко. И еще охотно рассказывать о том, каким одиноким и неприкаянным был ее Сашенька с новой женой, как часто приходил к ней, в их родной дом, и буквально рыдал от боли и раскаяния. Только во все это верится с трудом.

Жаркое лето 1999-го

Во втором браке Александр Сергеевич бросит пить, станет много и удачно играть в театре, что делало его по-настоящему счастливым. Но на его беду в Малом драматическом театре сменится руководство, с которым у Демьяненко не сложатся отношения. Ему придется уйти - униженным и оскорбленным, и это станет причиной его первого инфаркта, который он перенесет на ногах. От отчаяния спасала семья - Людмила и ее дочь Анжелика, которая не без поддержки Демьяненко станет ведущей актрисой Санкт-Петербургского Малого драматического театра и снимется более чем в 50 фильмах (“Собачье сердце”, “Парад планет”, “Убойная сила”, “Груз 200” и др.). И еще - театр “Приют комедианта”, работа на телевидении и съемки в первом российском ситкоме “Клубничка”. Не бог весть какой материал, но лучше, чем ничего, решит Демьяненко и выставит продюсерам только одно условие: поставить диванчик рядом со съемочной площадкой. Нагрузки были огромные, снимали по серии в день. Боли в сердце все сильнее мучили его, но он предпочитал никого не обременять своими болезнями. Тогда же у него началось отслоение сетчатки, пришлось делать операцию. Свой первый в жизни наркоз Александр Сергеевич перенесет крайне тяжело. К проблемам с сердцем прибавится язва желудка, но он закончит съемки в “Клубничке” и никого не подведет.

Жарким летом 1999 года состояние здоровья народного артиста России Александра Демьяненко потребовало срочной операции на сердце, а перед этим необходимо было сделать коронарографию. Он боялся врачей и больниц, как мог, оттягивал болезненную процедуру. Ухватился за предложение дождаться конца августа, когда из отпусков вернутся лучшие специалисты Питера. Но дождаться медицинских светил ему не пришлось - 22-го числа он скончается от второго инфаркта. А может, и не второго. После вскрытия врачи скажут, что на его сердце не было живого места. Такое часто случается с замкнутыми людьми, прожившими жизнь в постоянном конфликте с собой и внешним миром. Александр Демьяненко оказался совсем не таким милым и добросердечным, как его Шурик, и не таким, каким его видел Леонид Гайдай.

Вера Викторова

s-info