s-info

Наполовину князь

К своему 65-летию Карен Шахназаров сделал себе подарок - снял свой первый фильм о любви. Но режиссер не просто предложил зрителям очередную версию “Анны Карениной”, а исследовал роковую историю с позиций Алексея Вронского.

ЧЕЛОВЕК ЗА КАДРОМ

В последнее время о фильме “Анна Каренина. История Вронского“ так много написано, что нет нужды повторяться. Но об одном хочется сказать: может, Шахназаров и хотел сделать Вронского главным героем фильма, но Анна его победила. Именно она была у Толстого - и осталась у Шахназарова - главным двигателем истории.

Попытка режиссера сместить акценты на мужскую половину не увенчалась успехом. Дело то ли в актерах, то ли в силе литературного материала или в правде жизни - ответ каждый выберет сам. Но кажется, что Шахназаров с самого начала знал, что обычный, сугубо порядочный мужчина, каким был Алексей Вронский, не сдюжит испытания такой ураганной страстью, которую обрушила на него Каренина. Страсть вообще плохо совместима с браком, она разрушает все и всех, кто оказывается в ее орбите.

Закрадывается подозрение, что режиссер знал это не понаслышке - часто в своих интервью он признавался, что много чего понимает про отношения между мужчиной и женщиной, но никогда в рассказы и откровения по этому поводу не пускался. Во-первых, потому что при всей своей публичности и медийности остается “за кадром“ - как и подобает режиссеру. Во-вторых, не позволяет происхождение: по отцу он - прямой потомок древнего армянского рода князей Мелик-Шахназарян из Нагорного Карабаха. А мать Анна Григорьевна - из простых: крестьянская девочка из села Нижегородской губернии, волей судьбы оказавшаяся в Москве и вышедшая замуж за князя Георгия Шахназарова, на тот момент будущего юриста. Поэтому сам Карен Георгиевич называет себя “князем наполовину“, хотя испокон веков титул наследовался по отцовской линии и “половину“ можно в расчет не принимать.

ГОЛУБАЯ КАВКАЗСКАЯ КРОВЬ

От отца Карен Георгиевич унаследовал не только “голубую“ кровь, но и кавказский темперамент, который не удалось усмирить нижегородской примесью. При этом Георгий Хосроевич был женат всего один раз, но можно предположить, что это заслуга всепрощающей мудрой жены или партийных органов, которые не поощряли шалости на стороне номенклатурных сотрудников (отец Шахназарова был депутатом Верховного Совета СССР, советником Президента СССР Горбачева). Шахназаров-младший с юных лет славился любвеобилием. Говорят, и сейчас он не может пропустить на подведомственном ему «Мосфильме» ни одну симпатичную актрису. А таких, понятное дело, по коридором нашей главной “фабрики грез“ дефилирует немало. При этом ни одна из отмеченных его вниманием особ не откровенничает с прессой, что вполне объяснимо - как-никак, генеральный директор киноконцерна, лучше помолчать.

Решилась рассказать о своем непростом романе с Шахназаровым только актриса Ольга Сидорова, которая его любила, но не вышла замуж. Она не побоялась поведать всей стране, в том числе и нашей газете (“С.-И.“ № 5/2009), и об изменах Карена, и о его чудовищном эгоизме. Смелость объяснялась просто - ее новым покровителем вслед за режиссером стал тогдашний депутат Госдумы Константин Затулин. Карен Георгиевич до публичной перебранки с бывшей возлюбленной не унизился, но с тех пор живет холостяком. И о браке не помышляет, объясняя свою неудавшуюся личную жизнь тем, что еще в 1975 году “женился на кино“ - сразу после ВГИКа. Страсть к кинематографу разрушила его первый, совсем ранний, брак с некой юной прелестницей Еленой. Союз продлился всего полгода — она не вынесла его депрессии после неудачного дебюта с фильмом “Добряки“, а он не собирался ни с кем считаться и упивался своим горем.

АМЕРИКАНСКАЯ ДОЧЬ

Шахназарову исполнился 31 год, когда он решился на второй брак - с актрисой и искусствоведом Еленой Сетунской. Через два года она родила Карену дочь Анну, а в 1989 году, даже не предупредив мужа, уехала в США вместе с ребенком, когда режиссер на пять дней улетел на Каннский кинофестиваль. Поначалу он пытался разыскать их, расспрашивал родителей Елены, но они молчали. Даже ездил на поиски в Штаты, но след их потерялся. Что стало причиной столь экстравагантной выходки Елены? Шахназаров эту тему не обсуждает, но, по слухам, она устала прощать ему измены и решила кардинально изменить свою жизнь. Ей это удалось: через несколько лет Шахназаров узнал, что она вышла замуж за голливудского продюсера Марка Зандлера и стала успешной телеведущей Аленой Зандлер. Анна в новой семье вполне счастлива.

В 1995 году Шахназаров снял фильм “Американская дочь“ по собственному сценарию, во многом автобиографичному. Он попытался представить, как могла бы произойти его встреча с дочерью после стольких лет разлуки и чем она могла бы окончиться. У этих отношений нет будущего, решил для себя режиссер, во всяком случае, до тех пор, когда Анна сама захочет увидеть отца. Эта встреча состоялась через 20 лет, в США. Знакомая журналистка, которая брала у Шахназарова интервью, сказала, что его ждет Анна. Они встретились, поговорили, но близкими людьми стать уже не получилось, хотя отношения они поддерживают.

УРОКИ ПРОШЛОГО

Эта история стала для Шахназарова серьезным уроком, и когда распался его третий брак с актрисой и телеведущей Дарьей Майоровой, он из жизни своих сыновей не исчез. Иван и Василий даже не сразу поняли, что родители развелись, так плотно Карен Георгиевич опекал детей. Сейчас они очень близки, как только могут быть близки взрослые дети и вполне еще молодой и успешный отец. Иван окончил режиссерский факультет ВГИКа, стажируется в качестве помощника режиссера на фильмах отца (“Белый тигр“, “Анна Каренина“), снимается как актер, выпускает собственные короткометражные ленты, работает над сценарием полнометражной картины.

Младший, Василий, учится во ВГИКе, присматривается к профессии. Дарья и Карен остались друзьями и о причинах развода предпочитают помалкивать - так лучше для всех, и для сыновей в первую очередь.

Жалеет ли Карен Георгиевич, что “женитьбу на кино“ предпочел настоящей семье? Признается, что в какой-то степени жалеет, потому что его представление о кинематографе как о возможности влиять на ход истории претерпело сильные изменения. Он стал старше и мудрее, опыт показал, что кино в лучшем случае может повлиять на отдельных людей, но уж никак не на историю в целом. Стоило ли тогда приносить в жертву такой частной цели свое личное счастье? Вопрос для Шахназарова открытый, но он уже ничего не собирается менять. Хотя о превратностях любви размышляет много и с интересом - об этом свидетельствует и его обращение к самому чувственному и самому трагическому роману в нашей литературе - “Анна Каренина“. И свой брак с кинематографом он еще не расторг.

Вера Викторова


НТВ о нас
НТВ о нас
Новый номер
Новый номер
Сплошные приколы
Средство для увеличения потенции Аппилл

Вернисаж

С-И
Ситосан
Энтис спрей
Препарат Секстайм
Крем для увеличения груди pushap
s-info