То гульба, то пальба

В 70-80-е годы прошлого века Александр Фатюшин был больше чем секс-символ: миллионы советских женщин грезили о нем как об идеальном мужчине и муже, за которым как за каменной стеной...

ВНУК ГУСАРА

Как бы мы ни стремились к нему, идеал - всего лишь умозрительная конструкция, лишенная плоти и крови, слабостей и пороков, способности любить и ненавидеть. Но они-то и делают человека живым и интересным, чаще всего куда привлекательней идеала.

Именно так случилось с Александром Фатюшиным, который в реальной жизни не во всем был равен своим героям, среди которых, кстати, не было ни одного отрицательного. Но многие экранные образы наделил собственными достоинствами. Благородство, честность, неподкупность, скромность и широта натуры - все это из личностного “арсенала” Фатюшина.

А вот необузданные страсти, горячность, доходящую до буйства, его поклонникам было трудно предположить в актере. Тем не менее жена Фатюшина Елена Мольченко вспоминает: “Гусар во всем!

Строчка песни “Наша судьба - то гульба, то пальба” про него написана. Внук гусара, родившийся в шоферской семье из Рязани, он умел крепко стоять на ногах. Азартный картежник, выпивоха, бретер имел свои представления о чести. Мог, например, врезать Анатолию Ромашину по физиономии, когда тот, “распушив хвост”, вышел из купе одной дамы. Не переносил, когда мужики хвастают победами над женщинами”.

НЕПРОСТАЯ ИСТОРИЯ

Они познакомились в Театре Маяковского в 1985 году, где Александр был ведущим артистом, а Елену только приняли в труппу после ГИТИСа.

Имя Фатюшина было окружено романтическим ореолом: уже 15 лет у него был роман с замужней красавицей Ириной Калиновской, незадолго до этого покинувшей Маяковку. Фатюшин страстно любил Ирину, ждал, что она уйдет от мужа к нему. Калиновская вроде бы тоже любила Александра, но разводиться не собиралась. Не хотела менять благополучную жизнь с обеспеченным и влиятельным мужем на сомнительное удовольствие связать судьбу с человеком, у которого ни кола ни двора. К тому же за Фатюшиным водился грешок - любил выпить, хотя он и пить-то начал из-за унизительного положения, в котором столько лет держала его роковая красавица.

Естественно, желающих утешить несчастного актера было немало - и из женской половины театральной труппы, и из числа поклонниц. Некоторым из них эта “честь” перепадала, когда Александр уставал ждать и надеяться. К моменту знакомства с Мольченко ему исполнилось 34 года, он мечтал о семье и ребенке, а Калиновская продолжала свою игру на два фронта.

Елена в то время тоже была несвободна. Несколько лет тянулся ее гражданский брак с Анатолием Лобоцким. Тот изменял Елене легко и часто, каждой новой даме признаваясь, что “любит ее, но… по-своему”. Несколько раз Мольченко и Лобоцкий расставались, потом сходились снова, потом у него начиналась новая любовь... Его связь с Натальей Гундаревой, примой Маяковки, стала последней каплей в долготерпении Елены. Она уже не раз ловила на себе более чем внимательный и заинтересованный взгляд Фатюшина, но боялась даже подумать, что этот взгляд - начало большой и непростой истории их любви.

ПРОБИЛ ЧАС

Однажды Фатюшин позвонил ей в общежитие, где она еще жила с Лобоцким, и попросил выйти на улицу. От неожиданности Елена выскочила на мороз как была - в легком халатике. Он закутал ее в свой тулуп: “Поехали ко мне. Будешь моей женой…” Она отказалась: мол, люблю другого. Ей так тогда казалось, хотя на самом деле она уже любила Фатюшина, а он любил ее. Просто не пробил их час. Но пробьет совсем скоро.

В общежитии затеют очередную вечеринку, сдвинут столы, а она… наберет номер его телефона: “Это я…” Через несколько минут Фатюшин встретит ее у того же подъезда, усадит в машину своего приятеля и увезет. Навсегда. О том, что навсегда, она узнает позже, а тогда в голове будут стучать вопросы: куда еду, зачем? Через три дня они подадут заявление, после загса заедут к друзьям Александра.

И вдруг он сорвется с места и исчезнет. Вскоре вернется и протянет Елене ключи от своей квартиры: “Вот, теперь все”. Он съездит к Калиновской, чтобы сообщить, что женится, и забрать ключи. Потом они сыграют свадьбу, многолюдную и веселую, как требовала широкая натура жениха.

Что после этого началось в театре! Тех, кто порадовался за молодоженов, оказались единицы. Не напрасно говорят, что театр - это пауки в банке. Особенно доставалось Елене, еще бы - прибрала к рукам такого мужика! Наталья Гундарева в лицо говорила Елене о своей ненависти к ней. У Гундаревой и Фатюшина, партнеров по многим спектаклям, сложились дружеские отношения. Она опекала, поддерживала и утешала в трудные периоды его безнадежного романа с Калиновской. Но близких отношений, во всяком случае известных и продолжительных, не было. Тем не менее Наталья Георгиевна не любила отдавать то, что считала своим.

СЛОЖНЫЙ РЕБЕНОК

Александр и Елена мечтали о детях, но детей не было. Они смирились, научились жить вдвоем. Позднее Елена признается, что ее материнский инстинкт был реализован полностью, поскольку до конца дней муж оставался ребенком - со сложным характером, требующим немалых эмоциональных затрат. Но она считалась и с перепадами настроения, и со вспыльчивостью мужа, и с чудовищной ревностью - достоинств у Александра она находила больше, чем недостатков. Семнадцать лет были похожи на русскую рулетку, но она устраивала обоих. Они всегда были вместе - и в беде, и в радости.

Фатюшин с детства страдал хроническим воспалением легких. На этом фоне развилось серьезное заболевание сердца. Но он никогда не жаловался, скрывал свои недуги и, пока были силы, играл в футбол за театральную сборную. Потом стал страстным болельщиком “Спартака” - Елена честно ходила с мужем на стадион или смотрела матчи по телевизору, хотя так и не разобралась в правилах игры.

Однажды Александр почувствовал себя настолько плохо, что супруга повела его в поликлинику. Из-за этого оба не придут на репетицию. Фатюшину, после предъявления справки из поликлиники, прогул простят, а Мольченко уволят из театра.

А вскоре Александр Фатюшин скончается от очередного сердечного приступа, который спровоцирует неудачная игра “Спартака” в каком-то важном для команды матче. Его сердце остановится на 53-м году жизни. На похоронах будут говорить, что мог бы еще пожить - если бы меньше пил, если бы его больше снимали, если бы не так “капризничал” в выборе ролей. Может, и так, но это был бы уже другой человек и другой артист. В те страшные дни Елена даст себе слово, что никогда больше не выйдет замуж и не вернется в профессию.

Слово не сдержит: через год после кончины мужа Мольченко вернется в Театр им. Маяковского и познакомится с актером Игорем Воробьевым, который, как вспоминает Елена, выглядел тогда, как потерявшийся сенбернар. Потом она узнает, что у Игоря тоже год назад умерла жена, на руках остался тяжело и неизлечимо больной сын. Десять лет они вместе, любят и поддерживают друг друга. Александр Фатюшин, человек редкой доброты и порядочности, был бы за них рад.

Вера Викторова

Загрузка...

Письма

Двух уст прикосновенье

Этот праздник выглядит несколько странно, тем более для чопорной Великобритании XIX века, где он зародился. Тем не менее каждый год 6 июля все человечество отмечает День поцелуя.

Sex от А до Я

История "Эммануэль"

"Самый кассовый кусочек... в истории кино" - так коротко отрецензировал фильм "Эммануэль" английский журнал Monthly Film Bylletin в 1974 году. Еще бы! Взошедшая на парижские экраны 10 декабря 1973 года "Эммануэль" оставалась на них постоянно без перерыва до 14 апреля 1981 года, то есть 355 недель; за это время фильм посмотрели 2 миллиона 820 тысяч зрителей. Только в Париже! Это один из рекордов в анналах кинематографа.

Загрузка...