SPEED Инфо СПИД-инфо С чувствами женщин Паганини играл не хуже, чем на скрипке 2024-11-22 СПИД-инфо

Никколо Паганини - великий музыкант, которого еще при жизни одни считали ангелом, другие - пособником сатаны. 

ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ

Ему довелось побывать по другую сторону жизни, хотя об этом он ничего не помнил. Подобные “путешествия” всегда накладывают отпечаток на личность человека, одних лишая рассудка, в других открывая таланты за гранью возможного. Никколо исполнилось 4 года, когда он заболел краснухой, от которой в конце XVIII века умирал каждый второй ребенок. Донья Тереза, матушка мальчика, делала все, чтобы выходить сына, но шансов на выздоровление не было. Когда мальчик перестал дышать, бедная женщина, вытерев слезы, пригласила гробовщика, чтобы снять мерки. В этот момент ребенок зашевелился, гробовщик едва не потерял сознание от ужаса, а донья Тереза от счастья - Господь спас ее ангела. Ей всю жизнь придется ухаживать за Никколо, который никогда не будет отличаться крепким здоровьем. Уже в наши дни врачи попытаются восстановить “историю болезни” Паганини, основываясь на архивных документах, генетическом материале и внешнем виде маэстро. И придут к заключению, что помимо ревматизма и диабета он, по всей видимости, страдал синдромом Марфана.

Синдром Марфана - наследственная патология соединительной ткани. Страдающие этим синдромом высоки, имеют удлиненные конечности, вытянутые пальцы, недоразвитие жировой клетчатки, патологию органов зрения и сердечно-сосудистой системы. Синдромом Марфана были больны Авраам Линкольн, Ханс Кристиан Андерсен, Сергей Рахманинов. Современному великому американскому пловцу Майклу Фелпсу особенности телосложения позволили стать единственным в истории спорта 23-кратным олимпийским чемпионом и 26-кратным чемпионом мира.

 СОЗДАНИЕ ОБРАЗА

Паганини действительно отличался высоким ростом и болезненной худобой. А необычайно длинные пальцы рук и, конечно, абсолютная музыкальность сделали из Паганини виртуоза в игре на скрипке, мандолине и гитаре такого уровня, который, считается, до сих пор никто не превзошел. Инструменты в его руках словно пели птичьими или женскими голосами, имитировали звучание флейты, трубы или рожка, детский плач, мяуканье кошки или скрип телеги. Он мог играть не только на обычной скрипке с четырьмя струнами, но даже на одной струне.

Свою пьесу “Любовная сцена”, посвященную сестре Наполеона Элизе Бачокки, музыкант исполнил на двух струнах, а посвящение самому императору - на одной. Публика на его концертах рыдала от восторга, женщины теряли сознание, а служители культа проклинали как еретика, продавшего за талант душу дьяволу. Он и в самом деле любил окружать свою жизнь флером таинственности и демонизма. Но все это делалось больше для создания сценического образа и завоевания популярности, чем соответствовало действительности.

Однако была загадка, которая мучила Паганини всю жизнь: за что его любили женщины - за музыку или его мужскую харизму? И только сейчас, изучая жизненный и творческий путь Никколо, можно определенно сказать: дамы, околдованные его музыкой, переносили свой восторг на музыканта. Но это была скорее страсть - причем с обеих сторон. Бурная, обжигающая, она мгновенно вспыхивала, но и быстро угасала.

Паганини любил только свою скрипку, не расставался с ней по 20 часов в сутки - ни одна женщина не выдержит такого соперничества.

 

 

МЕЖДУ РОЗАМИ

Имя первой возлюбленной Паганини история не сохранила. Ему было 19 лет, когда некая знатная дама пригласила его, уже известного музыканта, в свое тосканское поместье, где он провел почти три года. Он практически забросил скрипку - так его увлекла наука любви, которую он постигал с тем же усердием, как еще недавно музыкальные премудрости. В свободное время Никколо занимался сельским хозяйством, потом пристрастился к карточной игре - проигрывался до последней нитки. Позднее в его дневнике появится запись: “Только искусство могло спасти меня”. И оно спасло: он порвал и с хозяйкой поместья, и с картами.

Известность Паганини стремительно распространялась по Италии. Когда сестра Наполеона Бонапарта Элиза получила во владение Тоскану, она пригласила Никколо стать ее “придворным виртуозом” и капитаном личной гвардии, дабы он имел право присутствовать на раутах во дворцах. А заодно и в ее спальне. За строгий нрав и холодность, что делало ее похожей на великого брата, Элизу прозвали Белой Розой. Но холодной она была везде, кроме своих покоев. Паганини поначалу упивался этой связью, но вскоре ему наскучила зависимость от княгини. Да, пожалуй, и сама княгиня, предъявлявшая слишком большие права на его свободу.

Покинув Тоскану, Паганини принялся разъезжать с концертами по стране, пока не оказался в Турине, где правила другая сестра Наполеона - Полина Бонапарт. Она была красивее Элизы и славилась любовным пылом, за что получила прозвище Красная Роза. При ее дворе и в ее спальне Паганини провел какое-то время, но жажда свободы оказалась сильнее чар Полины. “Мне нужно не любовное воркование, а уважение и свобода. Свобода - вот высшее счастье для мужчины”, - напишет он в это время. Возможно, возлюбленные Никколо разделяли его мнение и потому не настаивали на продолжении отношений.

 

ПУТЕШЕСТВИЕ ПОСЛЕ СМЕРТИ

В 1824 году в Милане великий музыкант познакомится с начинающей вокалисткой Антонией Бьянкой. Она будет в восторге от его музыки, он - от ее молодости. Известие, что Антония беременна, озадачит Паганини. Ровно 10 лет назад дочка портного Анжелина Каванна, которую он возил с собой по стране, родила от него ребенка, но младенец умер. На этот раз, хотя и не сразу, предстоящее отцовство обрадует музыканта. Он станет сумасшедшим отцом, зато Антонию доведет до помешательства, выкупит у нее права на сына и забудет о ней навсегда. А чтобы сын не спрашивал о матери, расскажет Ахиллу, что та продала его за тридцать сребреников. Паганини будет работать как одержимый, лишь бы оставить сыну приличное наследство. И не только скопит состояние, но и купит титул барона - теперь никто не посмеет назвать Ахилла внуком генуэзского лавочника. Последний концерт маэстро состоится в 1839 году в Генуе. Паганини выйдет на сцену, с трудом передвигая распухшие ноги, низко поклонится публике и попросит у всех прощения.

В мае 1840 года, в Ницце, он скончается от застойной сердечной недостаточности - как обычно случается при синдроме Марфана. Архиепископ Ниццы откажется провести заупокойную мессу и не даст позволения похоронить его на кладбище. Сначала останки тайком захоронят у стены местной маслобойни, потом перевезут к подножию башни сарацинов на мысе Сент-Оспис, потом в Генуе. И только в 1997 году по распоряжению папы римского великий музыкант обретет вечный покой на кладбище в Парме. Любимая скрипка Паганини работы Гварнери, которую он завещал родной Генуе, получит имя “Вдова Паганини”.


Напишите коментарий к материалу

Ваш email адрес не будет опубликован.*

CAPTCHA